В конце ноября МТС снизила цены в ряде городов и субъектов РФ: в Тюмени, Пензе, Туле, Кургане, Перми, Иркутске, Воронеже, Кемерове, Ханты-Мансийске и Ямало-Ненецком автономном округе. Снижение тарифов сопровождалось увеличением объема мобильного интернета и голосовой связи, предоставляемых абонентам. Например, в Тюмени тариф Smart стал меньше на 33% — снизился до 200 рублей в месяц, но при этом доступный интернет-трафик вырос с 3 до 10 Гб, а число минут голосовой связи — с 250 до 500.
Оценивая действия МТС, генеральный директор «Мегафона» Сергей Солдатенков заявил, что у некоторых операторов «нервы не выдержали». «Наблюдается нерациональная борьба за рынок, выражающаяся в снижении цен», — сказал он, не уточняя, впрочем, о ком именно идет речь. До этого времени картина была обратной: операторы повышали цены, а минимальные тарифы «большой тройки» были равными. Цены поднимали по принципу «больше услуг по большей цене».
Это совершенно стандартная практика — когда маркетинговые ходы теряют эффективность, а потребитель устал от «вкусных» предложений и прочих завлекательных мер, в ход идут старые схемы, рассказывает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Тем более что доходы потребителей не растут уже почти четыре года. Михаил Федоров, аналитик «Абилити Капитал», поясняет, что ценовой маневр стал возможен благодаря укрепившемуся за последние два года рублю. Если в 2015-м для операторов были проблемой старые тарифы, сформированные при курсе доллара 30 рублей, то сейчас ситуация другая: нынешние тарифы формировались при значительно более высоком курсе доллара — 70 рублей за доллар и более. Рубль же с начала 2016 года укрепился, что дало оператором простор для конкурентной борьбы.
Но больше всего в этой ситуации, говорит аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, поражает не столько факт, что операторы начали снижать цены, сколько то, что любое неконсолидированное изменение ценовой политики автоматически воспринимается социумом как ценовая война. Ценовые войны и даже демпинг предполагают, что хотя бы один из четырех или трех крупнейших операторов начинает активно сбивать цены, предлагая услуги на 25–30% дешевле сложившегося на рынке уровня. Но этого не происходит — один из операторов лишь немного снижает стоимость конкретных тарифов в отдельных регионах, в целом же ситуация на рынке не меняется. Вроде бы, говорит аналитик, какая-никакая, а польза от таких действий «большой тройки» для абонентов есть, однако не все так просто. Он напоминает, что в результате отмены внутреннего роуминга, появления дополнительных расходов — на реализацию поправок «пакета Яровой», а также из-за расходов, связанных с модернизацией сетей и началом перехода к следующему, пятому, поколению связи, финансовые результаты «большой тройки» оказались далеки от уровней тучных лет.
Выручка МТС по итогам третьего квартала выросла всего на 2,1%, «Вымпелкома» — на 2,9%. Правда, у «Мегафона» в том же квартале выручка, полученная от предоставления телекоммуникационных услуг, увеличилась на 4,4%, но в декабре выплат по дивидендам делать не будут.
За долгие годы сосуществования «большая тройка» замечательным образом научилась не доводить конкуренцию до конкурентной борьбы, снижать цены для повышения маржинальности бизнеса и обходить ограничения, налагаемые федеральным законодательством. Ценовая война, указывает Яковенко, — это расходы, отказ от реализации долгосрочных инвестиционных программ и ценовой политики, это стресс для рынка и лишний повод привлечь внимание к нему ФАС. Это никому не нужно. Ну а активное обсуждение грядущей ценовой войны между операторами можно воспринимать разве как информационный вброс, призванный создать шумиху вокруг новых тарифов операторов. Что такое хайп, нам уже рассказали — теперь пришло время его опробовать.