Пущена в эксплуатацию первая технологическая линия терминала сниженного природного газа (СПГ) завода «Ямал СПГ» российской компании «НоваТЭК». Мощность линии составляет 5,5 млн тонн сниженного газа в год. Первая партия СПГ 8 декабря погружена в специально построенный танкер-газовоз ледового класса «Кристоф де Маржери» и отправлена в Китай. Ее получателем станет китайская нефтяная компания CNPC.
Это второй подобный объект в России. Первым был СПГ-терминал в рамках проекта «Сахалин-2» (в настоящее время под контролем «Газпрома»), запущенный в феврале 2009 года. Для «НоваТЭКа» это первый СПГ-терминал.
Напомним, что «Ямал СПГ» расположен в поселке Сабетта Ямало-Ненецкого автономного округа. Терминал использует ресурсную базу Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, совокупная производственная мощность трех его линий составит 16,5 млн тонн СПГ в год. Первая уже вступила в строй, вторая ожидается в 2018 году, третья — в 2019-м. Доказанные и вероятные запасы месторождения составляют 926 млрд кубометров газа — при работе на полную мощность этого должно хватить терминалу примерно на сорок лет.
Собственниками «Ямал СПГ» являются «НоваТЭК» (50,1%), французская Total (20%), китайские CNPC (20%) и Фонд Шелкового пути (9,9%).
Предполагается, что газ станут поставлять преимущественно в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Китай, где потребление СПГ растет. Часть объемов предназначена для Европы. В частности, Total будет покупать до 4 млн тонн в год, а испанская Gas Natural Fenosa заключила с «НоваТЭКом» долгосрочное соглашение на поставку 2,5 млн тонн в год.
Проект уникален: впервые в мировой практике терминал по сжижению возводится в настолько экстремальных природных условиях. Специально под «Ямал» пришлось строить особые танкеры-газовозы ледового класса, способные круглогодично ходить по Северному морскому пути. «Кристоф де Маржери» только первенец серии из 15 судов.
Несмотря на уникальность, «Ямал СПГ» оказался для инвесторов не слишком дорогим проектом. При общей стоимости 27 млрд долларов и совокупной мощности 16,5 млн тонн можно считать, что одна тонна мощности обошлась примерно в 1600 долларов. При этом, по данным International Gas Union (IGU), в среднем в мире за период 2008–2015 годов при реализации гринфилд-проектов строительства терминалов по сжижению газа тонна мощности стоила инвесторам 1200 долларов. На период же 2016–2021 годов это значение, по мнению IGU, должно подняться как раз до 1600 долларов на тонну мощности.
На пути «Ямала СПГ» помимо природы встали политические барьеры: «НоваТЭК» и 12 его дочерних структур оказались под санкциями США. Впрочем, вопрос привлечения финансирования в условиях санкций был успешно решен за счет огромного (10,6 млрд евро) китайского кредита.
Запуск первой очереди «Ямала СПГ» перемещает Россию на восьмое место среди стран с крупнейшими объемами мощностей по сжижению природного газа. После пуска третьей очереди мы замкнем первую пятерку — конечно, при условии, что конкуренты не убегут дальше (см. график). В настоящее время доля России на мировых рынках СПГ оценивается в 5,3%. По мнению экспертов EY (бывшая Ernst & Young), объем мирового рынка СПГ к 2020 году достигнет 400 млн тонн, к 2030-му — 500 млн. Минэнерго России более осторожно оценивает перспективы роста рынка СПГ: 360 млн тонн в 2020 году и 400 млн — в 2030-м.
В связи с увеличением потребления в мире заявлены огромные мощности по сжижению газа, но почти весь прирост придется на три страны. В частности, по данным IGU, Австралия желает увеличить свои мощности в 2,6 раза, до 80 млн тонн в год, США — в 37 раз, до 60 млн. В России заявлены к реализации проекты «Арктик СПГ» (16,5 млн тонн в год к 2024 году) «НоваТЭКа», «Владивосток СПГ» (5 млн тонн к 2020-му) и «Балтийский СПГ» (10 млн тонн к 2021-му) «Газпрома», «Печора СПГ» (2,6 млн тонн к 2023 году) и «Дальневосточный СПГ» (5 млн тонн после 2023 года) «Роснефти».
Между тем у такого развития есть и неоднозначные моменты. «Ямал СПГ» получил существенные налоговые льготы: на 12 лет он освобожден от уплаты экспортной пошлины, НДПИ, налога на имущество, а налог на прибыль для него снижен до 13,5%. Кроме того, государство финансирует строительство инфраструктуры: аэропорта, морского порта и ледокольного и транспортного флота.
Эксперты Фонда независимой энергетической безопасности отмечают, что при таком льготном режиме бюджет недополучает за счет НДПИ и пошлин до 3200 рублей на каждую тонну СПГ при текущих ценах на газ. Для полной мощности «Ямал СПГ» это означает лишение бюджета поступлений в размере порядка 53 млрд рублей в год. Кроме того, уже законтрактованные «европейские» объемы (6,5 млн тонн в год), принеся недополученные бюджетные доходы в размере до 21 млрд рублей в год, могут существенно подорвать позиции российского трубопроводного газа на европейском рынке, что приведет уже к прямым потерям бюджета. Эта проблема еще ждет своего разрешения.