Сердце регулятора немного смягчилось

18 декабря 2017, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Центральный банк совершенно неожиданно снизил ключевую ставку на 0,5 процентного пункта (п. п.), до 7,75% годовых. Такое решение Банка России удивило большинство наблюдателей — консенсус-прогноз предполагал снижение ставки лишь на 0,25 п. п., до 8% годовых. По мнению экспертов и аналитиков, такое снижение вызвано в первую очередь ухудшением макроэкономических показателей: после роста промышленности и ВВП в первом полугодии 2017 года сейчас наступил спад. Но в самом ЦБ подчеркивают, что решение о снижении ставки сразу на 0,5 п. п. принималось с учетом низкой инфляции, которая по итогам года достигнет 3%, продления соглашений ОПЕК+ по ограничению добычи нефти и реализации бюджетного правила, заложенного в бюджет на 2018 год. Возможного негативного влияния высоких реальных ставок на экономику регулятор не признает, считая, что ситуация в ней в целом неплоха. «Хотя в октябре наблюдается неоднородность тенденций в динамике экономической активности, настроения производителей продолжают находиться на относительно высоком уровне», — говорится в пресс-релизе по итогам заседания совета директоров Банка России.

Разрыв между ставками ФРС США, ЕЦБ и ЦБ РФ продолжает сокращаться 03-01.jpg
Разрыв между ставками ФРС США, ЕЦБ и ЦБ РФ продолжает сокращаться

До подписания соглашения со странами — экспортерами нефти сохранялась вероятность снижения цен на нефть, что, в свою очередь, могло оказать существенное влияние на инфляцию — теперь эти риски ушли. «Поэтому мы считали важным сейчас провести коррекцию уровня (ставки. — “Эксперт”», — заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

ЦБ также пересмотрел свой прогноз макропоказателей, повысив прогноз роста ВВП по итогам 2018 года до 1,5–2% годовых и отметив, что в 2019-м он сократится до 1–1,5%, а потом снова будет подъем. Напомним, по итогам 2017 года ЦБ прогнозировал рост ВВП в рамках 1,7–2,2% годовых. Сейчас, по словам главы Центробанка, этот прогноз оправдался, хотя рост ВВП по итогам года находится у нижней границы прогнозного коридора. Кстати, за день до решения ЦБ экономисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования обратились к Центральному банку РФ с призывом смягчить денежно-кредитную политику — чтобы восстановить экономический рост. В числе главных аргументов эксперты называли сокращение объемов промпроизводства и инвестиций в основной капитал (оба показателя просели на 0,9% в третьем квартале), увеличение безработицы, снижение реальных доходов населения, падение прибыли компаний и рост числа банкротств.

ЦБ, можно сказать, сделал некоторую уступку тем, кто ратует за оживление ВВП, но дальше не пошел: Эльвира Набиуллина в очередной раз подтвердила свое намерение постепенно переходить к нормальной (в понимании ЦБ нормальной является умеренно жесткая) денежно-кредитной политике. В течение года-двух ЦБ планирует достичь равновесного уровня ставки — 6–7% годовых. При этом ожидается, что в первой половине 2018 года уровень инфляции составит около 3%, но вернется к 4% до конца 2018-го. Эльвира Набиуллина также отметила, что введение новых санкций в отношении России вряд ли приведет к увеличению ключевой ставки: «С точки зрения денежно-кредитной политики умеренная жесткость ДКП позволяет нам не реагировать на любые шоки внешние, любого характера, не прибегая к повышению ставки».

ЦБ продолжается двигаться в противофазе к ЦБ развитых стран, где начинается период повышения ставок. Так, на минувшей неделе ФРС США повысила ставку до 1,5% годовых. По итогам заседаний Европейского центрального банка и Банка Англии европейские ставки остались на прежнем уровне: 0% годовых в Еврозоне и 0,5% в Британии. Дальнейшее сближение ставок уменьшит привлекательность операций carry trade, иностранцы уже теряют свои прежние аппетиты к нашим облигациям. Так, по итогам октября доля нерезидентов на рынке ОФЗ снизилась на 0.5 п. п., с 33,2 до 32,7%, тогда как с начала года прирост составил 5,8 п. п. Правда, с начала года нерезиденты успели вложить в наши облигации 667 млрд рублей.