22.12.2017

25 декабря 2017, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Тема последнего номера 2017 года была задана так: «Что более всего удивило/потрясло нас в 2017 году»? И хотя из семи названных тем только две победные, само по себе удивление — вещь продуктивная, оно порождает желание понять, что не так. Но начнем с того, что «так».

Сирия — больше, чем просто победа. Наш обозреватель Петр Скоробогатый полагает, что роль сирийской операции сильно недооценена. За два года Москве удалось окончательно убедиться в том, что наша армия вышла из кризиса и способна планировать и осуществлять полноценные военные кампании. Кому-то это может не понравиться, но тем, кто помнит трагедии Афганистана и Чечни, ничего объяснять не надо. Наши усилия привели к замораживанию территориального передела Ближнего Востока и его дальнейшую хаотизацию. Все это архиважно и для нас, и для мира.

Вторая победа — экономическая. Пуск первой очереди завода по сжижению газа в рамках проекта «Ямал СПГ» — это, безусловно, победа «НоваТЭКа», его партнеров, отрасли и всей страны. С этим проектом мы вошли на рынок сжиженного газа, реализовав его в сложнейших природных условиях. Как пишет наш обозреватель Николай Ульянов, «первое слово, которое всплывает у меня в голове при упоминании проекта “Ямал-СПГ”: “вопреки”». Вопреки всему мы теперь имеем крупное современное производство СПГ с неплохими рыночными перспективами, которые, впрочем, еще придется подтверждать — конкуренция растет, заводов строится много.

Первое поражение — фальстарт экономического роста. Не хотелось писать об этом под Новый год, но к концу года стало совершенно очевидно, что короткий эпизод роста сменился даже не стагнацией, а падением, и наш самый спокойный аналитик Владимир Бессонов сообщает: «Промышленный подъем, возобновившийся в начале 2016-го закончился в июне 2017-го. На протяжении летних месяцев наблюдалась стабилизация, которая с началом осени сменилась спадом, все более ускоряющимся». Главной причиной падения аналитики хором называют низкие доходы населения и высокие реальные процентные ставки. Будет ли этот вызов принят правительством, которое сформируется после мартовских выборов, мы узнаем очень скоро.

Второе поражение — банки. Год прошел под знаком санации крупнейших коммерческих банков страны. С их переходом под контроль ЦБ завершилась как эпопея санации банков с помощью их передачи под контроль другим банкам, так и, на наш взгляд, сама история коммерческого банковского сектора в России. Впрочем, наш постоянный аналитик Михаил Ершов просит ситуацию не драматизировать: мол, еще вернется коммерция и на этот рынок. Но мы полагаем, что не в следующем году. Так что ЦБ придется ответить на вопрос, можно ли оживить рыночную экономику без частной банковской системы.

Пока главный государственный банкир страны Герман Греф увлеченно рассказывает миру про ИИ, 114 человек вовлекли мир в криптовалютную лихорадку. В декабре курс биткойна достигал 20 тысяч долларов, однако аналитики предвещают этому рынку скорую судьбу доткомов. Интересно, что 99% биткойнов хранится менее чем на одном проценте кошельков, а 20% биткойнов сосредоточено всего в 114 кошельках. Все кошельки анонимны. Но, кажется, именно они «правят бал».

Еще одно не очень радостное открытие этого года — исследование неравенства. Мир стремительно катится во времена раннего капитализма с огромным неравенством сословий внутри стран. Об этом свидетельствует исследование француза Томаса Пикетти. Он провел его не в этом году, существенно раньше, но благодаря активности Национального бюро США, пожелавшего уязвить нас, Россия открыла Пикетти в этом году. Прогноз долгосрочный такой: за пару десятилетий мир вернется к состоянию, когда один процент населения будет владеть 60–80% имущества мира. Так было всего сто пятьдесят лет назад, новое в том, что подавляющая часть этого одного процента будет находиться в Азии. Таков закон экономической природы, чтобы изменить его, надо быть романтиками. Как минимум как Карл Маркс.

Ну а мы, оставаясь романтиками, полагаем, что, несмотря на все проблемы и оглушительное наступление цифрового мира в медиасфере (где мы продолжаем трудиться), и следующий год принесет нам много мотивирующих разочарований и успокаивающих побед.

С Новым годом!