Криптовалютная лихорадка

Любовь Маврина
25 декабря 2017, 00:00

Основные бенефициары резкого взлета биткойна — всего около сотни человек

В 2017 году криптовалюты захватили если не весь мир, то сознание публики. Еще в конце 2016-го криптовалюты, знание о них и их продвижение были уделом немногих энтузиастов и гиков. Еще весной 2017-го слова «биткойн» и «блокчейн» звучали дико для большинства обывателей и вызывали кривую усмешку: «Это такая ерунда! Кому это вообще надо?» Но вместе с взрывным ростом курса биткойна все изменилось. Вдруг выяснилось, что эти штуки очень полезны (блокчейн) и феноменально прибыльны (биткойн). Волна интереса, для которой как нельзя лучше подходит название «хайп», создала ажиотаж, который вознес до небывалых высот курс стоимости как биткойна, так и прочих криптовалют.

Биткойн уже признан самым крупным в истории "пузырем"  25-01.jpg
Биткойн уже признан самым крупным в истории "пузырем"

Был ли резкий взлет стоимости биткойна результатом продуманной маркетинговой стратегии или удачным стечением обстоятельств, сказать трудно. Но факт остается фактом: курс биткойна в декабре 2017 года достигал 20 тыс. долларов. И если рост стоимости ближайшего собрата биткойна — эфира — можно объяснить активностью использования программного кода платформы Etherium для ICO и выпуска токенов, то биткойн рос исключительно на ожиданиях дальнейшего роста.

Сейчас 99% биткойнов хранится менее чем на одном проценте кошельков, причем 20% биткойнов сосредоточено всего в 114 кошельках. Эти данные можно получить, исследовав записи в блокчейне самого биткойна, который, как и полагается распределенному реестру, открыт и доступен для любого пользователя Сети. Правда, выяснить, кто эти владельцы и сколько их на самом деле, весьма затруднительно — все кошельки анонимны. Но понятно, что они вполне могут принадлежать одному или нескольким пользователям. Всего зарегистрировано около 15 млн кошельков, а отдельный пользователь может создать какое угодное их количество. При этом большинство криптовалютных бирж находится в Китае или США. Большая часть майнинговых мощностей тоже располагается в Китае, где базируется самая большая майнинговая ферма Bitmain — она контролирует около 40% всего майнинга биткойна. В таких условиях понятно, что о изначально пропагандируемой децентрализации и появлении сообщества свободных людей, способных договориться, речи уже нет. Биткойн, хотя он и был задуман как альтернатива глобальной денежной системе в пору финансового кризиса, сейчас плохо справляется с отведенной ему ролью. Операции с ним происходят медленно, использовать его как обычные деньги по-прежнему весьма затруднительно, а рост его стоимости приводит к тому, что биткойн все более недоступен для большинства обычных людей. Множество пользователей владеют лишь миллионными долями биткойнов.

За год потерял свою привлекательность майнинг — теперь он интересен лишь владельцам огромных ферм, которые могут обрабатывать данные о многократно усложнившихся операциях для доказательства совершенных транзакций в Сети. Стоимость одной транзакции уже составляет 12–15 долларов, и это без учета самих затрат на майнинг (например, на электроэнергию).

Более того, хайп вокруг криптовалют и полное отсутствие законодательного регулирования привели к криминализации этой сферы. Все больше аферистов используют поверхностное знание о криптовалютах тех, кто решился приобщиться к этому миру в погоне за прибылью. Если исключить анекдотические случаи с продажей биткойнов на вокзалах, то все равно примеров мошенничества и хакерских атак достаточно. Одним из ярких примеров можно считать перевод биткойнов на свои кошельки сотрудниками правопорядка, которые производили арест основателя журнала Forklog Анатолия Каплана в Одессе. Еще одной из форм завладения чужими криптоактивами по-прежнему остается использование ошибок в коде в корыстных целях. Мошенники активно используют подмену адреса кошелька проекта, получение доступа к закрытым ключам и кражу средств из кошельков, взлом бирж и кошельков. При этом держатели криптоактивов ничем и никем не защищены и не застрахованы.

Наконец, мы, похоже, находимся у излета бума привлечения капитала с помощью токенов — ICO. Взрыв ICO внес свою лепту в криптолихорадку: успешное ICO обычно приводит к росту курсовой стоимости базовой валюты и, как это ни странно, биткойна. При этом эксперты EY отмечают, что множество участников криптовалютных сделок, даже вполне опытные, редко читают код криптовалюты, а Whitepaper — единственный документ, где прописаны хоть какие-то условия создания криптоактивов и распределения их между участниками проектов, часто изобилуют штампами, приятными слуху, но не имеющими ничего общего с предлагаемой схемой инвестирования.

Вообще, рынок криптовалют весьма волатилен. На курсы криптовалют влияет множество факторов — вывод на рынок нового успешного проекта, который собрал необходимые средства за секунды, законодательный запрет на использование криптовалют в отдельно взятой стране, крах биржи и запуск расчетных фьючерсов. Так, запрет на проведение ICO в Китае привел к тому, что число китайских криптоивесторов сократилось — их сразу опередили японцы, так как в Японии оборот криптовалют легален. Запуск торгов фьючерсами на Чикагской бирже опционов (CBOE) 11 декабря привел к росту стоимости биткойна с 15,5 тыс. до 17,5 тыс. долларов, но после старта торгов фьючерсами на CME котировки биткойна обрушились с 20 тыс. долларов за единицу до 17,5 тыс. Такое падение эксперты назвали ожидаемым и положительным. Действительно, бурное развитие рынка, а затем его резкое падение очень напоминает крах доткомов в 2000 году. Аналитики ожидают подобного развития ситуации и с криптоэкономикой.