Все-таки консенсус между израильтянами и палестинцами достижим. По крайней мере, на уровне экспертов. И те и другие оказалось практически едины в одном (пока только в одном, но лиха беда начало!) — в оценке интеллекта и политической состоятельности американского президента Дональда Трампа. Весьма нелестной оценке.
Еще в 1995 году произраильские лоббисты добились признания Конгрессом США города Иерусалима столицей Израиля. Но решение это так и оставалось неутвержденным. С 1995-го сменявшие друг друга президенты Соединенных Штатов каждые полгода пролонгировали утверждение решения конгрессменов, опасаясь придать нескончаемому конфликту новый импульс. Пролонгировал его и Трамп в мае нынешнего года. А 6 декабря, явно приурочив свое решение к 68-летию еврейского провозглашения Иерусалима столицей, подписал документ Конгресса, заявив о намерении перенести в этот город посольство США.
При этом Трамп ни на секунду не задумался об интересах верующих, для которых отмена статуса Иерусалима как «отдельной единицы (corpus separatum) со специальным международным режимом под управлением Организации Объединенных наций» создает проблемы с паломничеством. Не побеспокоился он и о чувствах мусульман: для них изменение статуса Иерусалима не только вызов, но и оскорбление. Не принял во внимание позиции союзников мусульманских государств. И европейцев, которых от политических заявлений и тем более от действий нынешнего американского президента просто воротит. Не учел Трамп и того, что, как бы ни зависели элиты и экономики многих государств от США, поддержать его никто просто не рискнет: дорожат собственным электоратом. И опасаются своей улицы. Как следствие, подавляющим большинством голосов принята резолюция Генассамблеи ООН, в которой четко и однозначно говорится, что «любые меры и действия, направленные на изменение характера, статуса или демографического состава священного города Иерусалима, не имеют юридической силы, являются недействительными и должны быть отменены».
Арабы уже не те
Акция Трампа совпала по датам не только с 68-летием еврейского провозглашения Иерусалима столицей, но и с 30-летием основания террористической группировки исламских радикалов «Хамас». Хамасовцы заявили, что Иерусалим «полностью является вечной столицей Палестины, и восточная, и западная части, а также останется целиком арабским исламским городом». Трампа обвинили в том, что он открывает врата ада. «Мы освободим оккупированный Тель-Авив, который был создан на нашей земле в Яффе», — пообещал «Хамас» и объявил о начале третьей интифады. Однако реальных масштабных антиизраильских действий не последовало: то ли для организации беспорядков требуется больше, чем две недели, то ли «Хамас» постепенно утрачивает свой деструктивный потенциал.
Войны пока не случилось, а вот политических заявлений хоть отбавляй. Неожиданно солидаризировался с радикализмом «Хамас» турецкий президент. Реджеп Эрдоган срочно собрал в Стамбуле чрезвычайный съезд Организации исламского сотрудничества и на открытии мероприятия обвинил Трампа (партнера по НАТО) в сионистском менталитете, а также призвал международное сообщество признать столицей Палестины весь Иерусалим.
С резкими заявлениями на съезде выступили представители Ирана, Малайзии и Индонезии. На их фоне пацифистской можно считать речь главы палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса. Он ограничился заявлением, что между Палестиной и Израилем подписаны соглашения в Осло, но «если ситуация не изменится, мы откажемся от этих соглашений». И добавил: американский президент дискредитировал себя в качестве переговорщика по палестинской проблеме и не сможет более участвовать в мирном урегулировании.
По оценке наблюдателей, сейчас формируется суннитско-шиитский блок, за которым угадывается турецко-иранское сближение. Тегеран и Анкара поделили сферы влияния в Сирии. Их равно беспокоит стремление курдов добиться независимости или как минимум автономии. Им одинаково не нравится открыто враждебный внешнеполитический курс нынешней вашингтонской администрации. Оказалось, что наличие общего врага предрасполагает к объединению — хотя, может быть, и кратковременному, в отличие от длящихся много веков религиозных разногласий.
Весьма радикально настроено и большинство ведущих арабских газет, пестрящих шапками: «Трамп убил мирный процесс на Ближнем Востоке», «Декларация смерти арабского мира»… Звучат призывы изъять многомиллиардные арабские инвестиции из экономики США (231 млрд долларов), прекратить все формы сотрудничества, приостановить действие привилегий и реализацию совместных проектов.
В то же время невозможно не обратить внимание на «робость некоторых арабских стран» (определение главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу), прежде всего лидеров арабского мира Саудовской Аравии и Египта. Министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр ограничился заявлением, что «администрация США серьезно относится к заключению мирного соглашения между израильтянами и палестинскими арабами, но предлагаемый план все еще находится на стадии составления». И ни слова об Иерусалиме. Причина — фактический приход к власти наследного принца Мухаммада бен Салмана, для которого борьба с шиитским Ираном —религиозным врагом и нефтяным конкурентом —оказывается, гораздо важнее пресловутого арабского единства.
В серьезную израильскую прессу «слили» информацию о том, что Саудовская Аравия сотрудничает с Израилем против Ирана, в том числе по линии спецслужб. Похоже, не случайно израильский министр разведки Исраэль Кац пригласил короля Саудовской Аравии и наследного принца посетить Израиль, а также призвал Саудовскую Аравию принять премьер-министра Биньямина Нетаньяху в Эр-Рияде для продвижения регионального мирного плана, отметив, что «иранская угроза сегодня представляет собой общую угрозу для Израиля и Саудовской Аравии». Мало того, палестинские арабы «слабы и не способны принимать решения», — добавил Кац.
И еще одна характерная фраза из израильской прессы: «Эр-Рияд, в этом году заключивший с американскими компаниями рекордные контракты на сумму 110 млрд долларов, вынужден искать общий знаменатель между возмущенной арабской улицей и дружбой с Америкой».
Каир, только в прошлом году получивший из Вашингтона помощь в 1,5 млрд долларов, ясно дал понять, что не намерен конфликтовать с США в связи с признанием Иерусалима столицей Израиля. Секрет прост: многие арабские страны сильно зависят от американской помощи. На их фоне активная протестная позиция Франции, Великобритании, Италии и Швеции, заинтересованных в мире и стабильности на Ближнем Востоке, выглядит радикальной.
Для терактов повод найдется
О былом арабском единстве времен войны Судного дня (1973) с нескрываемой ностальгией говорил палестинский политолог доктор Набиль Шаат. Тогда, после тяжелейшего поражения от Израиля и потери Синая, арабский мир быстро договорился о нефтяном эмбарго против союзников Израиля. Последствия для экономики США и некоторых европейских государств оказались катастрофическими. Сегодня такого единства нет.
Набиль Шаат, сейчас работающий советником Махмуда Аббаса, считает необходимым пересмотреть палестино-израильские соглашения 1993–1994 годов в Осло. Тогда стороны договорились о взаимном государственном признании и взяли обязательства решить конфликт мирным путем. Что именно в соглашениях в Осло надо пересмотреть, доктор Набиль не уточнил. Зато от него «утекла» информация о том, что Россия выделила в помощь палестинцам 10 млн долларов. Цель нынешнего признания Иерусалима столицей Израиля Соединенными Штатами — дестабилизировать ситуацию в регионе, убежден доктор Набиль.
Профессор Александр Шпунт, директор Института инструментов политического анализа, уверен: Трамп руководствовался не желанием дестабилизировать ситуацию в регионе, а стремлением показать, что способен настоять на своих решениях независимо от позиции Сената и Конгресса США. Профессор Шпунт считает, что у Трампа с евреями «очень личные отношения» и личное тесно связано с политикой.
И особенно важно, по мнению профессора, что решение Трампа по Иерусалиму повлечет за собой серьезные внутриизраильские последствия. Резко усилятся позиции Биньямина Нетаньяху. Его жесткий политический курс имел немало противников, особенно из-за перманентного конфликта с Бараком Обамой. Признание Иерусалима столицей страны — колоссальная его победа.
Что до последствий решения Трампа для арабского мира, то, по мнению Александра Шпунта, они будут минимальными: в общественном мнении России сильно преувеличена значимость палестинцев. Да, к сожалению, появятся очередные смертники. Но для терактов у них всегда найдется повод: не Иерусалим, так что-нибудь еще.
Президент российского Института Ближнего Востока профессор Евгений Сатановский также уверен, что никаких серьезных последствий признание Трампом Иерусалима столицей Израиля ни для кого не повлечет. Равно как и съезд Организации исламского сотрудничества в Стамбуле — много шума из ничего. А любую интифаду израильские спецслужбы просто разнесут.
По убеждению Сатановского, ни на какие уступки идти нельзя. Соглашения в Осло умерли еще в 1999 году, и с тех пор палестинцы ничего путного подписать и реализовать не могут. Зато всегда найдут миллион причин, чтобы обострить ситуацию — это их заработок. Что до терактов, то они неизбежны — Сатановский со Шпунтом как договорились: для терактов палестинцы всегда повод найдут.
А решение Трампа об Иерусалиме обусловлено желанием попиариться в подходящее для этого предпраздничное время, убежден Сатановский.
Уметь надо
Самое интересное, что Российская Федерация признала Западный Иерусалим столицей Государства Израиль еще в апреле нынешнего года — и ни с кем не испортила отношений: ни с евреями, ни с арабами, ни с мировым сообществом. Секрет прост: Россия уточнила, что восточная часть города должна быть провозглашена столицей Палестины.
Сразу после заявления Трампа о намерении перенести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим с заявлением в израильских СМИ выступил посол России в Израиле Александр Шеин: «В практическом плане посольство России может быть переведено из Тель-Авива в Западный Иерусалим после урегулирования всех проблем окончательного статуса палестинских территорий».