Первопроходцы contemporary art

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
25 декабря 2017, 00:00

Вышла в свет книга, в которой подводятся итоги деятельности Центра современного искусства «Винзавод» за последнее десятилетие

«Винзавод» собирается продолжать в том же духе — это его основное достижение. Президент Фонда поддержки Центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко, предваряя представление книги, посвященной тому, что удалось сделать за последние десять лет, объявила, что история современного искусства, которая до сих пор формировалась в пространстве бывшего пивоваренного завода, меняет формат, но не направление. Предметом пристального интереса «Винзавода» останется современное искусство. Все так же «Винзавод» будет обращать внимание едва ли не в первую очередь на молодых художников и, как это делал и раньше, предоставлять им выставочные площади — чтобы они предъявляли свое искусство миру. Более того, «Винзавод» открывает арт-резиденцию, куда можно приглашать зарубежных художников, и запускает несколько проектов, в которые будут вовлечены кураторы и арт-критики. Единственное кардинальное изменение, которого следует ожидать в обозримом будущем, — десятая по счету ежегодная выставка российских фотографов Best of Russia станет последней. В этой части «Винзавод» считает свою миссию выполненной.

Сейчас, когда в Москве появилось несколько центров современного искусства, «Винзавод» ищет собственную, только ему присущую нишу, где он мог бы сказать свое слово, и с той же силой и общественным резонансом, как это получилось сделать десять лет назад. В книге первый арт-директор «Винзавода» Николай Палажченко рассказывает, как отговаривал ключевого инвестора Романа Троценко от намерения создать на территории, расположенной за Курским вокзалом, площадку для современного искусства. Он признается: им тогда овладело крайне скептическое настроение по поводу того, что именно в это место придут сначала галереи, а затем и посетители. Изначально им удалось сформировать пространство с «открытым кодом», не предусматривающее жесткого кураторского подхода и открытое всем экспериментам, что, возможно, и обеспечило площадке столь мощный ресурс жизненной устойчивости. Оно стало пространством, где изначальная кирпичная архитектура сочетается с бережно проявленной творческой фантазией Александра Бродского и где получил импульс для развития целый ряд галерей.

Открытость к форматам обусловила и появление на территории «Винзавода» театрального проекта «Платформа», просуществовавшего с 2011-го по 2013 год. Он оказался для его лидера Кирилла Серебренникова и триумфальным (позволил продемонстрировать свои организационные способности, стал трамплином к посту художественного руководителя будущего Гоголь-центра), и одновременно роковым — поводом для нынешних претензий со стороны Следственного комитета. Поэтому его интервью читаешь с особым вниманием. Что же там такое происходило, что стало столь важной частью истории «Винзавода» и нового театра? Из книги мы узнаем: на «Винзавод» его пригласила сама Софья Троценко — в тот момент, когда Серебренников преподавал в Школе-студии МХАТ и экспериментировал с первым курсом. Здесь он нашел площадку, где смог реализовать самые разнообразные проекты на стыке разных жанров. В его интервью есть такие слова: «Мы работали в жестких условиях, должны были делать чуть ли не семь оригинальных событий в месяц».

За десять лет новейшей истории «Винзавода» художественной сенсации так и не случилось, и русское современное искусство по-прежнему не слишком заметно и востребовано на западных арт-площадках. Все, что пока удается русским современным художникам, — не увеличивать и без того большой разрыв между происходящим там и тем, что совершается здесь. Но часть культурного слоя, состоящая по преимуществу из того, что мы подразумеваем под термином contemporary art, уже наросла, и это то, что мы в первую очередь видим в винзаводовской «Истории российской культуры»: появились среда, притянулись люди, которые хотят реализовывать свой творческий потенциал именно в этом направлении. Им почти удалось выйти из-под влияния московского концептуализма, избавиться от локальной специфики — об этом заявляет в своем эссе куратор и искусствовед Андрей Паршиков — и освоить международный язык. По его мнению, это «важный симптом, который обернется победным шествием российских художников нового поколения на главных международных форумах современного искусства». Охотно верим, что рано или поздно это произойдет. Но хотелось бы до этого момента еще и дожить — и увидеть все своими глазами.

 

Краткая история российской культуры 20072017. Версия Винзавода. Тираж 1000 экз.