Сделано с самоотдачей

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
25 декабря 2017, 00:00

В российский прокат выходит фильм «Движение вверх», который уже сейчас можно признать лучшим в отечественном кино спортивным фильмом, ни в чем не уступающим мировым образцам

«ТРИТЭ»
Роль тренера сборной СССР по баскетболу Владимира Гаранжина в фильме «Движение вверх» исполнил Владимир Машков
Читайте Monocle.ru в

Студия «ТриТэ» в фильме «Движение вверх» превзошла сама себя. Сравнивая его с «Легендой № 17», которая вывела жанр спортивного кино на недосягаемую прежде высоту, мы видим: сценарий стал более выверенным психологически. Николаю Куликову (он же автор сценария к фильму «Легенда № 17») удалось выйти из-под влияния голливудских стандартов, получивших такое распространение, что делают кино слишком предсказуемым. Сценаристу пришлось иметь дело с историческими событиями, исход которых предрешен, но ему удалось сплести сюжет из нескольких линий, которые не просто дополняют друг друга, но усиливают основную интригу. Она закручивается с самого начала. В сборную команду СССР по баскетболу приходит новый тренер и сходу ставит перед собой и перед спортсменами цель: обыграть американскую сборную. Дальше показано, как он подчиняет свою жизнь этой цели и как добивается всего за год феноменального результата —благодаря не только оригинальным методикам подготовки, но отношениям, которые выстраивает с участниками команды.

Фильм реанимирует память поколения, видевшего трансляцию финального матча СССР—США на мюнхенской Олимпиаде. В этой части авторы полностью отдались драматургии, естественным образом возникшей в игре сорокапятилетней давности. В фильме воссозданы все комбинации, предшествовавшие каждому из результативных бросков с обеих сторон. Мы вместе с командой переживаем ее поражение, которое выглядит как нелепая случайность, и дважды получаем надежду, что что-то произойдет в эти последние три секунды. Персонаж Андрея Смолякова — спортивный чиновник — начинает криком вырывать у судей три последние секунды матча, когда кажется, что в них нет уже никакого смысла, и тем самым переламывает ситуацию не просто в ходе одного матча, но в судьбах сотен людей и даже стран, и на экране возникает невероятное напряжение. Словно в этот момент экранный герой Смолякова разворачивает мчащийся по скоростной трассе в заранее определенный пункт назначения многотонный грузовой автомобиль, чтобы поехать совсем в другую сторону.

Дальше происходит чудо — его до сих пор никто не может объяснить. Что-то произошло, и мяч оказался в кольце американцев — советская сборная победила на последних трех секундах с перевесом в одно очко. И это настолько невероятно, что, зная, как все произойдет, и даже посмотрев документальную запись, все равно не веришь своим глазам. Подобное возможно в кино — когда ход сюжета определяет сценарист и он в силах подарить победу тем персонажам, кому симпатизирует, но ведь так было на самом деле и эта сюжетная линия прописана самой жизнью! Задачей сценариста было показать нам: игроки подошли к этому матчу в той форме и с тем настроением, что смогли в решающий момент сконцентрироваться и совершить последний рывок. Задача Владимира Машкова, исполнителя главной роли, — убедить нас: тренер Гаранжин был максимально сконцентрирован на игре своей команды, а его желание победить было настолько сильным, что он смог подчинить себе все обстоятельства, от которых зависел исход матча, так что иного итога у него быть и не могло.

Мы видим, как тренер преодолевает одно препятствие за другим. Он вкладывается в команду до конца. Словно вдохновленные своим героем, создатели фильма выложились на съемках по максимуму. «Движение вверх» — тот самый редкий для отечественного кино случай, когда экранная семья в исполнении Владимира Машкова и Виктории Толстогановой выглядит как настоящая, а массовка живет творящейся на съемочной площадке реальностью наравне с актерами, играющими на переднем плане. Кастинг «Движения вверх» — еще одно достижение студии «ТриТэ». Он образцовый. Актеры не просто высокого роста и умеют обращаться с мячом, они еще и точно попадают в типажи: Кирилл Зайцев в роли Сергея Белова и Джеймс Тратас Модестаса Паулаускаса — это стопроцентные попадания, сравнимые по значимости с тем броском в последние три секунды воспроизводимого на экране матча. Они те самые, кто со сменой поколений стали уходить все дальше в прошлое. Фильм «Движение вверх» возвращают их в настоящее, и, как это бывает присуще профессионально сделанному кино, с удвоенной силой эмоционального воздействия.