Загадочный мозг

Александр Механик
обозреватель «Монокль»
25 декабря 2017, 00:00

Книга о мозге, его возможностях, проблемах и методах его исследования и лечения

С тех пор как появились компьютеры (раньше их по-русски называли, пожалуй, более адекватно — электронно-вычислительными машинами, ЭВМ), человечество то тешит себя надеждой, то пугает перспективой создания машины, по силе интеллектуальной мощи равной мозгу человека, а то и превосходящей его. Все-таки слово «машина» более правильно определяет сущность этого устройства, чем «вычислитель».

В последнее время в связи с успехами разработок в области искусственного интеллекта эти надежды и страхи возобновились с новой силой. Уже и Илон Маск назвал искусственный интеллект «самым большим риском, с которым мы сталкиваемся как цивилизация». Надо посоветовать ему почитать книгу Святослава Медведева о мозге. Она сразу лишает читателя иллюзий о перспективах машин сравняться с мозгом, по крайней мере в ближайшее время. Как замечает Медведев, несколько нервных клеток в голове мухи управляют куда более сложным перемещением в воздухе, чем полет самолета. Ни один из современных роботов не может превзойти по уровню интеллекта крысу, кошку или собаку, хотя мозг кошки действительно размером с грецкий орех. А ведь у мухи в голове всего несколько сотен тысяч нейронов, в то время как в системах управления самолетов — многие миллиарды транзисторов.

С другой стороны, автор призывает не переоценивать возможности мозга, высмеивая известное утверждение, что человек использует только десять, пятнадцать или двадцать процентов его возможностей. Все нейроны мозга работают постоянно. Другое дело, что мозг надо все время тренировать.

Но, как признается автор, при всех успехах наук о мозге «ни один ученый до сих пор не смог построить непротиворечивую концепцию того, как работает мозг. Мы видим, что на входе и что на выходе. А внутри происходит чудо».

Автор этой книги — академик, директор Института мозга человека РАН, можно сказать, потомственный «мозговед». Его мать Наталья Петровна Бехтерева тоже была академиком и директором того же института. Значительную часть книги Святослав Медведев посвятил исследованиям, проведенным его матерью. Отец автора Всеволод Медведев, член корреспондент РАН, тоже занимался проблемами мозга. В свою очередь, Наталья Бехтерева была внучкой Владимира Михайловича Бехтерева, тоже академика, выдающегося психиатра и невропатолога, основавшего в 1918 году Институт по изучению мозга и психической деятельности, который, правда, прекратил свою деятельность в 1922 году, но во многом определил направление развития науки о мозге в СССР.

Сам Святослав Медведев физик по образованию, но в тридцать лет все же последовал за родителями и перешел в медицину. И это не случайно, ведь науки о мозге, как и вся биология, давно базируются на физических закономерностях. А современные методы исследования биологических объектов и того же мозга, такие как энцефалография, магнитно-резонансная томография (МРТ), а особенно позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) — это просто чистая физика. Не случайно за разработку этих методов дают Нобелевские премии по физике.

Вот почему в книге очень много внимания уделено этим методам изучения мозга, с появлением которых, как замечает автор, в науке о мозге произошла революция. Рассказывается и о самих методах, и о проблемах, которые возникают при их использовании. Главная проблема в том, что информации, которую выдают современные приборы, слишком много: «Анализ таких данных довольно громоздок и сложен, что автоматически привело к резкому увеличению числа малограмотных работ».

Но это только одна сложность. Другая, как пишет Медведев, состоит в том, что «мы находимся в огромной моральной зависимости от машины. Нам кажется, что она не ошибается и дает правильный результат». «Как ни странно, это абсолютно верно. Но мы большей частью не умеем правильно задавать вопрос и правильно трактовать ответ», — констатирует автор.

Тем не менее, несмотря на все проблемы, эти методы стали уже не только инструментом научных исследований, но и широко применяются при диагностике и лечении самых сложных заболеваний мозга. В первую очередь при диагностике рака. И в книге приводится несколько очень впечатляющих примеров лечения рака мозга при своевременном использовании этих средств.

Но, как с сожалением отмечает Медведев, в то время как на Западе ПЭТ — обязательная часть протокола обследования онкологического пациента, в России она используется совершенно недостаточно. «Удивительна неграмотность <наших> врачей: многие из них просто не знают и не понимают, для чего нужна ПЭТ. А ведь ошибка в диагностике при онкологии означает смерть пациента». Вот почему Медведев уделяет много внимания проблеме правильного истолкования результатов исследований, основанных на таких методах — потому что «это достаточно сложные и математически, и физически методы, которые может грамотно использовать только человек, имеющий соответствующее образование». Проблема приобрела, по мнению автора, характер, угрожающий нашей науке и медицине.

А заканчивает Медведев свою книгу неожиданным призывом заняться изучением явлений, «которые сейчас считаются несуществующими — феноменом предвидения, выходом души из тела, эмпатией, возможностями телепатии, вещими снами», обрушивая критику на комиссию по лженауке РАН. Возможно, кому это покажется перебором, но, как замечает Медведев, «нельзя отвергать что-либо, пользуясь только законами логики или здравого смыла». И с этим трудно не согласиться.

 

Медведев С. В. Мозг против мозга. Новеллы о мозге. — М.: Бослен, 2017. — 288 с.