Индекс потребительской уверенности больше не растет

22 января 2018, 00:00

Рекордный прирост золотого запаса России Нерезиденты начали распродажу ОФЗ

В первом информационном сообщении нового года Росстат подтвердил свою предварительную оценку годовой инфляции, сделанную по традиции в последний рабочий день 2017-го (2,5%). Она, хотя и перестала снижаться по сравнению с той, что была месяцем ранее, все же на протяжении полугода оставалась на атипично низком уровне — ниже таргета ЦБ (4%).

Среднегодовой уровень потребительских цен вырос на 3,7%, и, чтобы не обижать перед выборами свое электоральное ядро, правительство использовало для индексации пенсий (тем, кому они индексируются) именно его. И — да, это более справедливо. В прошлом году, не говоря уже о позапрошлом (когда индексация составила лишь 4% вместо 15,5%, вытекавших из увеличения среднегодовых цен), подобной щедрости не наблюдалось и среднегодовая реальная пенсия уменьшалась.
Прирост потребительских цен за декабрь по отношению к ноябрю составил 0,2% (после сезонной коррекции), оставшись примерно на уровне предыдущих трех месяцев. При этом месячная базовая инфляция, очищенная, в частности, от тарифов и цен, подверженных влиянию административного регулирования (услуги, водка, бензин и др.), оказалась, по-видимому, на самом низком уровне за всю историю наблюдений этого показателя, с 2003 года. А поддержало совсем уже было остановившийся к концу года рост потребительских цен как раз их госрегулирование. Билеты в поезда дальнего следования в декабре подорожали на 10,8%, моторное топливо (в ожидании увеличения акцизов на него на 50 копеек с 1 января и еще на 50 — с 1 июля, что само по себе поднимает цену литра бензина для потребителя на 1,2 рубля) — от 1,4 до 2,8% в зависимости от вида. Всего за 2017 год бензин подорожал на 7,3%, что отражает благоприятные для России изменения конъюнктуры нефтяного рынка.

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в экономике России в течение следующих 12 месяцев, по сравнению с третьим кварталом 2017 года не изменилась и составила 23%. Доля негативных оценок сократилась на один процентный пункт — до 22% (в третьем квартале 2017-го — 23%). 50% респондентов считают, что экономическая ситуация в России останется прежней (в третьем квартале 2017 года — 51%).

Тех, кто ожидает улучшения своего материального положения в течение следующих 12 месяцев, по сравнению с третьим кварталом 2017 года стало меньше — 12% против 13%. Доля отрицательных оценок по сравнению с третьим кварталом 2017 года не изменилась и составила 18%.

Индекс благоприятности условий для крупных покупок поднялся на два процентных пункта — до минус 25% против минус 27 в третьем квартале 2017-го. Индекс благоприятности условий для сбережений в четвертом квартале по сравнению с предыдущим кварталом 2017-го не изменился и остановился на отметке минус 35%.

Частые колебания стоимости золота в 2017 году не отвратили монетарные власти РФ от его покупки для резервов страны. Например, в ноябре прошлого года ЦБ купил 900 тыс. тройских унций драгметалла (27,99 тонны) для золотого запаса России. После этого он составил 1828,88 тонны. Таким образом, с января по ноябрь было куплено 213,66 тонны золота, на данный момент это рекорд, а с июня 2015 года золотой запас вырос на 548 тонн. Теперь Россия по объему официальных золотых резервов приближается к Китаю (у него 1842,6 тонны). Если ЦБ продолжит покупать драгметалл такими же темпами, то через два-три месяца мы сможем опередить Китай и занять пятое место в списке стран — держателей золота. Правда, Народный банк Китая тоже активно наращивает золотой запас. Доля золота в международных резервах России уверенно растет и составила на ноябрь прошлого года 17,6%.