Как нивелировать американскую ПРО

22 января 2018, 00:00

ТАСС
«Реликт советской эпохи» все еще пугает Вашингтон

Уже несколько месяцев в Пентагоне царит легкая паника. В проекте нового «Обзора ядерной политики» — главного документа, определяющего роль ядерного оружия в стратегии национальной безопасности США, — прямо указывается на новую российскую разработку, которая полностью нивелирует пестуемую американцами систему ПРО. Заметим, что этот документ готовится специально для Дональда Трампа, на его основе он будет принимать решение о вариантах модернизации стратегических ядерных сил США.

Американцам не дает покоя наш проект океанской многоцелевой системы «Статус-6». Это полностью роботизированная атомная подлодка, которая должна оснащаться автономным ядерным боезарядом в 100 мегатонн. Иными словами, атомным роботом-торпедой. Ее дальность составляет около десяти тысяч километров, глубина погружения — до одного километра, а скорость хода превышает 56 узлов. Главная задача этого оружия — нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории противника путем создания обширных зон радиационного загрязнения, провоцирование цунами и проч.

О существовании проекта «Статус-6» стало известно случайно: во время телевизионного репортажа о встрече Владимира Путина с представителями Минобороны России в кадр случайно попал слайд презентации, посвященный этому аппарату. А в конце ноября 2016 года американская разведка подтвердила испытания аппарата Kanyon (под этим названием «Статус-6» проходит в американской классификации) с подлодки Б-90 «Саров» проекта 20120. Правда, о результатах испытаний ничего не сообщалось. Немного позднее представители Объединенной судостроительной корпорации подтвердили разработку некоего «беспилотного подводного робота», достаточно крупного, чтобы нести собственные торпеды, а также разработку атомных подлодок — носителей таких роботов. Но, насколько можно судить, тогда речь шла о концепции АПЛ пятого поколения, где основным вооружением являются беспилотные аппараты.

Кстати, очень схожие изыскания в этой области уже несколько лет ведет Фонд перспективных исследований. Правда, они касаются создания полностью роботизированной системы для добычи полезных ископаемых на больших глубинах с автономной атомной энергетической установкой. Но очевидно, что такие же технологии вполне могут использоваться и в «Статусе-6». Вообще, эта система очень похожа на проект торпеды Т-15, разрабатывавшийся в СССР в 1950-е годы по инициативе академика Андрея Сахарова. Но тогда он так и не был реализован. А сейчас, по-видимому, в измененном виде уже перешел в стадию натурных испытаний.

Любопытно, что в самих США нет единого мнения относительно того, насколько опасна для них система «Статус-6». Так, старший научный сотрудник американского Центра Джеймса Мартина по нераспространению ядерного оружия Николай Соков считает эту систему «реликтом советской эпохи». «В наши дни трудно увидеть большую ценность в 100-мегатонном медленном транспортном средстве» — говорит эксперт. А вот его коллега из Центра стратегических и бюджетных оценок Брайан Кларк, уверен, что «Статус-6» представляет серьезную угрозу, поскольку может обойти систему ПРО США. Еще один эксперт, Джеффри Льюис, хотя и говорит о «непрактичности разрабатываемого Россией оружия», полагает, что оно предназначено для поражения крупных морских авианосных соединений и прибрежных городов и будет вполне эффективно в таком качестве. Несмотря на крайне низкую скорость «Статуса-6», его очень трудно обнаружить. Во-первых, из-за крайне малозаметного для сонаров корпуса. А во-вторых, потому, что передвижение объекта происходит на очень большой глубине, недоступной для обычных подлодок.

Как бы там ни было, американцам придется чем-то отвечать на «Статус-6». Но чем именно, в самих США до сих пор не решили. Напомним, что Хиллари Клинтон во время президентской гонки называла проект беспилотной российской АПЛ военным вызовом для безопасности США. Сохраняется ли такая оценка у нынешней американской военно-политической элиты, пока неизвестно. «Мы внимательно следим за развитием российских подводных технологий, но не станем это комментировать», — заявил официальный представитель Пентагона Джефф Дэви.