Жертвоприношение коммунистов

Иван Петров
22 января 2018, 00:00

«Проект Грудинин» партии коммунистов — попытка хорошо подготовиться к парламентским выборам 2021 года и обкатать новую программу

ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Интрига «второго уровня» президентским выборам обеспечена. Рейтинги кандидата от КПРФ Павла Грудинина и лидера ЛДПР Владимира Жириновского на прошлой неделе сравнялись и балансируют в районе 6%. Хотя еще недавно казалось, что директор совхоза имени Ленина вырвется вперед: сработал эффект новизны и запроса на левую идеологию. В начале года Грудинин нарастил поддержку электората до 7,1%. Но скандалы с зарубежными счетами и последовавшая кампания в СМИ потащили его назад, хотя и совсем слегка. В любом случае пока только половина левых избирателей готова голосовать за «коммуниста-олигарха». При этом Геннадий Зюганов планирует сам вести коммунистов в новый парламентский цикл и, кажется, готов замахнуться на интригующую партийную президентскую борьбу в 2024-м.

От КПРФ к левому фронту

В 2018 году повторяется ситуация с президентскими выборами 2004 года, когда противостояние шедшему на второй срок Владимиру Путину гарантировало поражение. Тогда КПРФ и ЛДПР решили поберечь политическую репутацию своих лидеров и выдвинули на роли зицпредседателей соответственно Николая Харитонова и Олега Малышкина. На этот раз Жириновский прятаться за спину своего охранника не стал, решив вписать свое имя в Книгу рекордов Гиннеса по количеству неудачных баллотировок в президенты.

А вот коммунисты решили, похоже, сыграть вдолгую. Ведь в выборах 2024 года Путин принять участие уже не сможет, и шансы других политических лидеров сильно повышаются. С прицелом на этот срок хорошо бы получить прочный фундамент в Государственной думе, показав достойный результат на парламентских выборах 2021 года. Следовательно, основная задача коммунистов на сегодня не эфемерное нынешнее президентство, а концентрация сил, средств и практического опыта для успешного набора депутатских мандатов через три года.

Проблема в том, что и на этом поприще у коммунистов в последние циклы особых побед не видно, несмотря на очевидный запрос россиян на левую идеологию, социально ориентированную политику и справедливость. Ядерный электорат КПРФ стареет и сокращается естественным образом. Оттягивают голоса партии-спойлеры и иные движения левого фланга. Скажем, «Родина», которая нежданным своим успехом напугала самих ее создателей. Или «Справедливая Россия». Последняя в какой-то момент даже предложила коммунистам объединиться — те отказались. Как ни удивительно, в этом ряду когда-то оказалось и «Яблоко». Согласно разработанной фондом «Индем» и периодически обновляемой компьютерной программе — базе данных по всем голосованиям в Госдуме как фракций, так и всех депутатов по отдельности, была получена удивительная картина: «яблочники» и коммунисты голосовали одинаково. Журналист Михаил Леонтьев, ознакомившись с данными «Индем», придумал для «Яблока» забавное определение: «англоязычные коммуняки».

Постепенное ослабление позиций КПРФ можно объяснить только высоким отрицательным рейтингом коммунистов. Партия, в реальности давно превратившаяся в социал-демократическую парламентскую силу, не готова провести ребрендинг и избавиться от определения «коммунистическая»: велика вероятность ощутимых утрат среди ядерного электората и потерь в отношениях с единомышленниками, прежде всего китайскими. На митингах и съездах звучит предложение создать «левый фронт», широкую коалицию социал-демократических организаций, «народно-патриотический блок» во главе с КПРФ. Но пока что этот вариант только тестируют. А рейтинги падают, и на носу бесперспективные выборы.

Динамика электорального рейтинга основных кандидатов на пост президента РФ Таблица 1 45-02.jpg
Динамика электорального рейтинга основных кандидатов на пост президента РФ Таблица 1
За Павла Грудинина готова проголосовать только половина электората КПРФ и больше трети справедливороссов 45-03.jpg
За Павла Грудинина готова проголосовать только половина электората КПРФ и больше трети справедливороссов
Известность кандидата в президенты Павла Грудинина 45-04.jpg
Известность кандидата в президенты Павла Грудинина

Кадры решают всё

Не идти на выборы главная оппозиционная партия страны не может — это будет политическим самоубийством. Но и выставлять своего лидера на побоище не резон. Поражение неизбежно ослабило бы позиции Зюганова внутри КПРФ. Тем более разгромное поражение. Особенно во время работы по объединению левых. А желающих сменить Геннадия Андреевича в партийной верхушке более чем достаточно. Отсутствие ярко выраженных претендентов на статус первого коммуниста России грозит обострением внутрипартийной конкуренции, а при определенных условиях и расколом. Но Зюганов пока на вторые роли не собирается, надеясь привести КПРФ к выборам 2021 года, и у потенциальных его сменщиков есть время — около двух лет — на аппаратные бои, перегруппировки, поиск союзников и спонсоров.

Высовываться в кандидаты на пост президента на мартовских выборах сейчас нет смысла: это может быть расценено как провозглашение потенциальным преемником Зюганова и стимулировать негласное создание внутрипартийной коалиции противостоящих конкурентов.

«В последнее время рейтинги сулили Зюганову потерю привычного второго места, — говорит Григорий Кертман, заведующий аналитическим отделом фонда “Общественное мнение”. — Он уступал Владимиру Жириновскому по рейтингам примерно в два раза в течение длительного времени: три–пять процентов против семи–десяти процентов на протяжении 2017 года. Двукратного итогового отрыва в итоге не было бы, учитывая высокую электоральную дисциплину коммунистов и низкую — жириновцев, но вероятность проигрыша Жириновскому была очень высока. А третье место для Зюганова было бы постыдным итогом — и конкретных выборов, и длительной политической карьеры. Но удерживать коммунистический электорат Зюганову становилось все сложнее, притом что шансов привлечь сколько-нибудь заметное число голосов со стороны — при законсервированном с давних времен имидже и лексиконе — у него практически не было».

Выход был найден в партийных кулуарах и практически единогласно утвержден на съезде КПРФ (303 «за» и 11 «против»). Кандидатом на пост президента России от КПРФ был выдвинут чужак в партийных верхах и аппарате, беспартийный — представитель народно-патриотического блока, да еще, в ответ на электоральный запрос на производственника, директор известного подмосковного совхоза, завсегдатай телевизионных дневных ток-шоу Павел Грудинин.

Разведка боем

Грудинин довольно быстро набрал стартовые электоральные позиции. К началу января его рейтинг достиг 7,1% и имел хороший потенциал роста до вполне респектабельных 10%. Притом что две трети избирателей в городах и селах о нем и не слышали. Во многом это и сыграло Грудинину на руку: свежее лицо на левом фланге без серьезного антирейтинга. Кроме того, в его риторике избиратель услышал близкую повестку: запрос на более эффективную социальную политику, на справедливость в смысле устойчивых норм и правил распределения благ в обществе. Этот запрос только маркируется «левым», хотя на самом деле у нас в стране он обращен ко всем политическим силам страны, вне зависимости от флангов. Просто в условиях полной идеологической аморфности важен был кандидат, который сможет его ретранслировать в публичное поле.

Остается только догадываться, почему Зюганов и КПРФ оттянули выдвижение Грудинина до 20 декабря, то есть фактически не дав новому лицу в федеральной политике времени на раскрутку и борьбу с критикой. Еще одна интрига заключается в том, почему регистрация в ЦИКе происходила в какой-то странной спешке. В партаппарате, где немало спецов, знающих по долгому опыту все «околорегистрационные» закавыки и подставы, почему-то никто не помог Грудинину вовремя выкрутиться из истории с незадекларированным имуществом и зарубежными счетами. А была ли такая задача? Относительный успех Грудинина на выборах, уверенное второе место, мог сделать его значимой персоной в строящемся народно-патриотическом блоке. Говорят, что некоторые функционеры КПРФ предпочли воспрепятствовать реализации «левофланговых» планов в избирательной кампании, только бы не допустить становления сильного конкурента.

Что делать теперь, в ситуации, когда под ударом оказались все основные позиционные лозунги Грудинина: «народный кандидат», «хозяйственник от сохи», «государственник-патриот», — задача для штаба тяжелейшая, если вообще разрешимая. А ведь руководство КПРФ рассчитывало использовать избирательную кампанию Грудинина для апробации новых технологий организации и проведения избирательной кампании, методов привлечения широкого «внепартийного» левого электората в поддержку беспартийного кандидата.

 45-05.jpg ТАСС
ТАСС
 45-06.jpg

20 шагов от коммунистов

С Павлом Грудининым КПРФ связывает и другую задачу: обкатку политической программы для парламентских выборов — 2021. Сам директор cовхоза имеет к ее разработке опосредованное отношение, что часто можно заметить в его публичных выступлениях. Дело в том, что 20 пунктов программы являются сборником декларативных пожеланий, популистских по своей сути, и не раскрывают механизмов реализации. Так что кандидату в президенты приходится додумывать ее практическую суть с колес. Впрочем, такой популизм нынче в моде по всему свету — и Дональд Трамп, и, скажем, Эммануэль Макрон, прятали серьезные экономические и социальные разработки в отдельные доклады и не спешили пугать избирателей длинными формулами и конкретными цифрами. Но есть ли такие разработки у коммунистов?

«20 шагов Грудинина» выглядят весьма радикально. Первый же пункт (шаг) программы кандидата от КПРФ шокирует: «Проведем национализацию стратегически важных и системообразующих отраслей промышленности, электроэнергетики, железных дорог, систем связи, ведущих банков». Революции хотят или массового оттока капиталов? И о каких инвестициях тогда идет речь на восьмом шаге?

Можно гарантировать науке, образованию и здравоохранению ежегодно по 7% ВВП, сельскому хозяйству — не менее 10%. А что останется на пенсии, которые «не менее 50% от средней зарплаты», да еще при сохранении нынешнего пенсионного возраста — шаг 12? На возрождение провинциальной России — шаг 6? На минимальную зарплату в 25–30 тысяч?

Долю обрабатывающей промышленности планируется довести с нынешних 15–20 до 70–80%, процент по ипотеке понизить до 3–4%. И, конечно, административный контроль над ценами, снижение банковского процента и тарифов в приказном порядке, новая индустриализация с микроэлектроникой, биотехнологиями, робототехникой.

В планах политических реформ КПРФ тоже весьма радикальна. Президент должен стать подотчетным парламенту, а процедура импичмента главы государства должна быть максимально упрощена. Все важные решения должны приниматься с согласия неконституционного Высшего государственного совета. Рекомендованные президентом министры должны утверждаться Думой. И как-то вдруг по-новому, по мановению коммунистической волшебной палочки заработают Центробанк и Счетная палата. И совсем замечательное: «Парламент будет не послушным штамповщиком законов, спущенных сверху, а собранием народных представителей».

Похоже, КПРФ никак не усвоит заповедь китайских коммунистов: любой лозунг, любая реформа должны сопровождаться детально просчитанным и обоснованным механизмом их реализации.