Замминистра обороны Юрий Борисов подписал контракт с главой ОАК Юрием Слюсарем на поставку нашему военному ведомству десяти стратегических бомбардировщиков Ту-160М2 «Белый лебедь» на общую сумму 160 млрд рублей. Это произошло сразу же после демонстрационного полета только что выпущенной модернизированной версии Ту-160, которую показали в небе над Казанью Владимиру Путину.
Эти самолеты, составляющие ядро ударной мощи нашей сверхзвуковой дальней авиации, прекратили выпускать еще десять лет назад. Но в 2015 году их производство решено было возродить, для чего потребовалось провести полную модернизацию Казанского авиазавода, а также восстановить производство двигателей НК-32 на самарском предприятии «Кузнецов».
Правда, говорить о ритмичном выпуске модернизированных стратегов пока еще рано. Известно, что некоторые элементы планера показанного президенту самолета созданы из конструкций, находящихся на заводе с советского времени. Там сохранился еще один планер для Ту-160, который, по-видимому, будет использован при производстве второго лайнера. Но вот дальше казанским авиастроителям придется изготавливать самолеты уже из новых деталей.
Известно, что нынешний контракт должен быть выполнен до 2027 года. Правда, Юрий Борисов уже заявил, что Минобороны закажет в общей сложности 50 Ту-160М2. Это означает, во-первых, что Казанский завод будет загружен заказами как минимум до конца 2030-х годов. А во-вторых — что создание так называемого перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) так или иначе будет перенесено на более поздний срок.
Напомним, ПАК ДА во многом повторяет победившую в США концепцию дозвукового стратегического бомбардировщика, выполненного по аэродинамической схеме «летающее крыло». Считается, что она позволяет максимально использовать все преимущества технологии stealth, в частности многократно сократить эффективную поверхность рассеивания. В подавляющем большинстве случаев это не позволяет радарам противника точно идентифицировать объект на большом расстоянии, соответственно не дается команда на его уничтожение. Но есть у нее и один существенный недостаток — неспособность развить сверхзвуковую скорость. Впрочем, американцы уже давно считают, что главное для бомбардировщика не его собственная скорость, а скорость его ракет. Вот почему из почти полутора сотен самолетов стратегической авиации США лишь 63 бомбардировщика B-1B являются сверхзвуковыми. Но при этом их не оснащают крылатыми ракетами с ядерными боеголовками. Такое оружие в ВВС США несут дозвуковые стратеги: B-52 и B-2A.
Тем не менее в Пентагоне уже решили, что почти все эти самолеты в течение ближайших двадцати лет будут списаны, а на замену им придут новые B-21, создающиеся сейчас Northrop Grumman. На первых порах эта корпорация выпустит 20 таких машин, но со временем их число в ВВС США должно возрасти до 100–120. Таким образом, уже совсем скоро почти вся дальняя авиации в США будет состоять из дозвуковых машин, тогда как у нас станет расти количество сверхзвуковых стратегов. Очевидно, что новые Ту-160М2 в первую очередь заменят устаревшие во всех отношениях турбовинтовые стратеги Ту-95 («Медведь» в классификации НАТО), которые уже давно исчерпали свой ресурс.