Американская компания Amazon открыла в своем родном городе Сиэтле первый в мире роботизированный магазин. Особенность новой торговой точки Amazon Go — там нет ни кассиров, ни продавцов: обслуживание покупателей и оплата товаров здесь полностью автоматизированы.
Чтобы стать клиентом магазина будущего, требуется установить на смартфон специальное приложение. Далее нужно приложить смартфон к входному турникету, и можно делать покупки. Человек берет нужные ему товары с полок и после этого может уходить — система автоматически списывает с его счета стоимость товаров, которые он положил в корзинку.
Полностью обходиться без продавцов и кассиров в магазине будущего позволяет оригинальная технология работы камер. Установленные повсюду, они «узнают» в лицо каждого посетителя и точно определяют, какой товар и в каком количестве он взял с полок и унес с собой. Созданный на основе искусственного интеллекта алгоритм управления камерами понимает любой тип поведения: например, клиент может положить товар обратно на полку, и компьютер не засчитает покупку.
Роботизированную систему магазина будущего Amazon тестировал больше года, первые дни она работает без сбоя. Многочисленные журналисты и энтузиасты пробовали брать с полки и класть обратно разнообразные товары, сгребали в корзину сразу несколько упаковок продуктов, наконец, пытались что-то вынести тайком, и система безупречно высчитывала и списывала со счетов деньги за действительно совершенные покупки.
Пока Amazon Go может работать с небольшим числом покупателей. Оптимальное количество присутствующих в магазине — около ста. «Еще десять-пятнадцать лет назад было довольно трудно представить себе возможность оплачивать товар или услугу подобным образом, — комментирует инновационный подход американской компании Дмитрий Масальцев, руководитель отдела продаж логистической компании Itella в России. — Если технология, применяемая в Amazon Go, окажется достаточно рентабельной, то такой магазин без касс и продавцов наверняка станет в скором будущем вполне реальным форматом бизнеса многих ритейлеров. В России подобные площадки появятся в первую очередь в крупных городах».
И хотя Amazon пока не планирует расширять масштабы автоматизированной торговли и ждет первых результатов эксплуатации роботизированной розничной точки, сотрудники розничной торговли уже опасаются остаться без работы. Только в США в сфере ритейла работают порядка 3,5 млн продавцов и кассиров. «Роботы будут не заменять людей, а помогать им, — не разделяет этих опасений Владимир Колмаков, исполнительный директор ассоциации автономного, подключенного и электрического транспорта “Автонет”. — Появление роботов создает новые рабочие места, например в сфере разработки и обслуживания систем искусственного интеллекта. Ведь ни один робот не сможет работать безупречно без надлежащего контроля со стороны человека. Речь идет о том, что роботизированными системами будет заменяться рутинная и скучная работа, а люди станут больше востребованы в более творческих и квалифицированных специальностях. А компаниям применение искусственного интеллекта позволит усовершенствовать бизнес-процессы: сократить сроки доставки и качественно улучшить обслуживание потребителей».
Кстати, девиз нового магазина «Покупай без очередей» пока не очень себя оправдывает. Прийти в магазин будущего сейчас стремится много любопытных, так что у его дверей часто образуются длинные очереди.