Опросные индикаторы конъюнктуры сохраняют позитив

29 января 2018, 00:00

Противоположные факторы удерживают рубль в равновесии Прибыль и рентабельность банков снизились

Читайте Monocle.ru в

Первые данные 2018 года по российской промышленности показывают сохранение положительной динамики представительного набора показателей опросной статистики. И спрос, и выпуск, и запасы готовой продукции сохраняют признаки роста. Январская оценка индекса промышленного оптимизма (ИПО), рассчитываемого Институтом экономической политики имени Е. Т. Гайдара, оставила индикатор в плюсе, хотя и с небольшим снижением к ноябрьскому локальному максимуму.

Фактические изменения спроса демонстрируют прежнюю слабую положительную динамику. В итоге достигнутые объемы спроса по-прежнему устраивают большинство предприятий российской промышленности: в январе об этом сообщили 62% производителей.

Небольшая утрата оптимизма прогнозов выпуска не привела к проблемам с запасами готовой продукции — в их оценке преобладает ответ «нормальные»: на него сейчас приходится около 75% всех оценок.

В такой сложной ситуации предприятия продолжают поддерживать положительную динамику выпуска. Таким образом, опросная статистика упорно показывает рост производства уже третий месяц подряд, несмотря на противоречивые результаты официальной статистики Росстата (провал в ноябре и отскок в декабре).

Сводный индекс прогнозов промышленности показал в декабре–январе резкое снижение оптимизма ожиданий предприятий. За два месяца показатель буквально рухнул — упал на шесть пунктов.

Платежный баланс, а с ним и курс рубля в последние месяцы находились под действием двух противоположных факторов. С одной стороны, цены на нефть, особенно заметно выросшие начиная с ноября. Brent пробивал в январе отметку 70 долларов за баррель, и, стало быть, по отношению к отметкам двухлетней давности цена почти утроилась. Столь благоприятные сдвиги внешнеторговой конъюнктуры экономика России переживала в прошлом лишь однажды — на пороге миллениума, когда темпы прироста ВВП и инвестиций составляли около 10% в год, резко контрастируя с нынешними цифрами «старческой расслабленности».
С другой — игравшей против нее дружной команды финансовых потоков: 1) продолжающего расти чистого оттока капитала частного сектора; 2) прекратившегося в ноябре–декабре притока денег нерезидентов в рублевые ОФЗ; 3) резко усилившейся с ноября интервенционной активности Минфина, убиравшей с рынка примерно половину дополнительной экспортной выручки.
В итоге рубль почти не заметил всех этих тектонических движений, каждое из которых по отдельности, оставаясь в рамках трендов, действовавших еще год назад, могло бы подвинуть его курс к доллару на 10–12 значений в ту или иную строну. А так — равновесие, которое с учетом обновленного правила покупок Минфина (коррекция плановых нефтегазовых доходов на фактический курс, исключающая пресловутую «процикличность к потокам капитала» интервенций прошлого года) поломать будет довольно проблематично, даже если санкции США распространятся на новый госдолг Российской Федерации.

Согласно данным макроэкономической статистики, в первом и втором кварталах 2018 года сумма платежей по внешнему долгу нефинансовых организаций, включая основной долг и проценты, составляет 28,7 и 15,3 млрд долларов соответственно. При этом 41% плановых выплат первого квартала приходится на внутригрупповые платежи. Последние имеют высокую вероятность пролонгации и не окажут давления на ликвидную позицию заемщиков.

Основные показатели работы банковской системы по итогам 2017 года, за исключением чистой прибыли и рентабельности, демонстрируют рост. Быстро росло розничное кредитование, а корпоративное преодолело стагнацию лишь к концу прошлого года. Сохранялся довольно уверенный рост вкладов населения, обеспечивший сбалансированное фондирование банковской системы. За 2017 год активы банковского сектора выросли на 9,0% (за 2016-й — на 3,4%); кредиты экономике — на 6,2% (за 2016 год произошло снижение на 0,8%), в том числе кредиты нефинансовым организациям — на 3,7% (за 2016 год они сократились на 1,8%); кредиты физическим лицам — на 13,2% (за 2016 год прирост составил 2,5%). Удельный вес просроченной задолженности по кредитам нефинансовым организациям практически стабилизировался на уровне 6,4%, а по розничным кредитам сократился с 7,9 до 7,0%. За 2017 год прибыль по банковскому сектору составила 790 млрд рублей (в 2016-м — 930 млрд). Рентабельность активов и капитала тоже уменьшились. Правда, доля убыточных банков в общем массиве работающих кредитных организациях сократилась до 25% против 29% в 2016 году.