Роботу никогда не скучно

Вера Колерова
корреспондент журнала «Эксперт»
29 января 2018, 00:00

Начав четыре года назад делать роботов для сферы услуг, пермский проект «Промобот» сейчас продает треть своих изделий за рубеж, конкурируя с известными на рынке европейскими и китайскими компаниями

«Промобот»
Читайте Monocle.ru в

В Китае в общепите и магазинах трудятся уже десятки тысяч низкорослых роботов Sanbot местного производства, в Европе находят себе применение популярные человекоподобные Пепперы (Pepper). Россияне тоже достойно выглядят на этом параде робототехники. Пермский проект недавно представил четвертую версию своего Промобота на мировой выставке потребительской электроники CES в Лас-Вегасе и даже собрал 700 предзаказов.

У нового Промобота три степени свободы туловища и семь степеней свободы в руках. Он может пожать руку человеку, а в улучшенной комплектации даже выдавать пластиковые карточки из встроенного аппарата. В прошлом году «Промобот» сделал 113 роботов. А вообще способен собирать 18 роботов в месяц. «Это много для сервисной робототехники по цене в среднем 15 тысяч долларов», — считает Олег Кивокурцев, совладелец «Промобота».

ОЛЕГ КИВОКУРЦЕВ 20-02.jpg «Промобот»
ОЛЕГ КИВОКУРЦЕВ
«Промобот»

Роботы в человеческой жизни присутствуют как альтернативная рабочая сила там, где работать тяжело, грязно, опасно — и скучно. К последнему параметру можно отнести сервис и рекламу (промоушн) с повторяющимися монотонными речами, инструкциями и действиями. Здесь самое место машине. Все больше компаний в мире — в их числе крупные ритейлеры, банки, отели — используют роботов в качестве консультантов, администраторов и промоутеров. Автономные сервисные роботы умеют разговаривать, отвечать на голосовые запросы, выдавая информацию из загруженных в них смысловых блоков, распознавать лица и голоса людей, запоминать их и здороваться по имени при следующей встрече, перемещаться по помещению, избегая столкновений. «Мы используем Промобота как робота-консьержа, — говорит Тимур Захарченко, директор департамента продаж “ИНПК девелопмент”. — Он встречает и провожает людей, делает объявления. Еще он работает у нас в качестве деморобота в отделе продаж и уже продал две квартиры, проведя убедительный диалог с покупателями, чем полностью себя окупил!»

«Рынок очень большой, — говорит Олег Кивокурцев. — Если сегмент промышленных роботов уже поделен европейскими производителями, то за сервисный идет борьба, и кто окажется быстрее и хитрее, тот и завоюет большую его часть».

 

От уборщика до продавца

 

В России сервисных роботов помимо «Промобота» делает еще компания AlfaRobotics, которая «выточила» робота по имени Кики (от Кикимора), антропоморфное существо женского пола с камерой в голове и монитором на груди. Как и Промобот, Кики может работать в автономном режиме. Еще несколько проектов выпускают по два десятка роботов в год, причем в основном это роботы телеприсутствия (используются в индустрии entertainment — развлечения, выставки и проч.), но на полносерийный выпуск автономных роботов пока никто, кроме «Промобота», не вышел, хотя AlfaRobotics, по словам руководителя проекта Владимира Венерова, переходит от мелкосерийного производства к более крупным партиям.

Пермский проект рождался как романтический стартап «гаражного» типа. Олег Кивокурцев, студент Пермского политехнического университета, учился на инженера-конструктора. Вместе с нынешними совладельцами «Промобота» Игорем Еремеевым и Максимом Утевым они экспериментировали с разными моделями роботов, предназначенными для нанесения дорожной разметки и уборки снега. А когда к их начинанию присоединился инвестор, пермский бизнесмен Алексей Южаков (среди проектов которого был розарий) — сделали робота-промоутера, чтобы поднять продажи цветов. Образцом послужил увиденный Южаковым в Южной Корее робот-промоутер, помогавший посетителям магазина делать покупки.

На десять тысяч долларов, которые вложил в проект Южаков, пермские инженеры втроем сделали первый прототип. Приходилось несладко, вспоминает Кивокурцев: неделями они не вылезали из гаража, получая зарплаты рядовых инженеров. Инвестиции в полтора миллиона долларов «Промобот» получил от Фонда развития интернет-инициатив только в 2016 году, а до этого, по словам Олега Кивокурцева, жили на свои, продавая роботов.

Сегодня у «Промобота» две основные группы покупателей: рекламные агентства, которые сдают роботов в аренду, а также ритейлеры, банки (например, Промоботов тестирует Сбербанк), торговые и бизнес-центры, музеи. Больше всего роботов покупают ритейлеры: например, недавно сеть «Лента» взяла сразу семь штук для промоакций в своих новых магазинах. По оценкам главы агентства рекламных инноваций «Джон Голт» Евгения Володина, с точки зрения трафика робот привлекает в 25 раз больше людей, чем живой промоутер, — вокруг него всегда толпы. «Для нас интереснее всего промо в супермаркетах, здесь в 2018 году будет взрывной рост», — говорит он.

 

Роботы бывают разные

 

Промобот — робот не только подвижный, но и умный. Чтобы повышать уровень его интеллекта, в компании ведут разработки в сфере распознавания речи и лиц, мехатроники, автономной навигации, нейросетей и искусственного интеллекта.  

«Внутри» робота комплекс алгоритмов, среди которых системы биометрического распознавания речи и лиц. Как объясняет Олег Кивокурцев, функции распознавания лица и речи у робота зависят от двух параметров: аппаратного и программного (который включает в себя софт различных компаний). Например, чтобы улучшить функцию распознавания лиц при плохом освещении, в «Промоботе» используют специальные инфракрасные камеры, разработали софт для их интеграции с роботом. Это решение работает вместе с системой лицевой биометрии от другой компании. На такие алгоритмы биометрические проекты, среди которых российские «Вокорд» (FaceControl) и «Визионлаб», тратят миллионы долларов. «Если взять топ-10 систем распознавания лиц в мире, то семь из них будут российскими», — говорит Олег Кивокурцев.

В случае с распознаванием речи (способность робота «поддержать разговор») программная часть представляет собой систему, звук обрабатывается специальным софтом, который преобразует речь в текст. Этот текст отправляется в лингвистическую базу, где по ключевым словам и структуре речевой конструкции подбирается ответ, который затем воспроизводит робот.

Чтобы процесс преобразования речи в текст шел корректно, используется два решения — от Google и от «Яндекса». Что касается аппаратной части, то в «Промоботе» самостоятельно разработали особый микрофонный массив, позволяющий фильтровать шумы.

Основная же составляющая робота — его «мозг» — это его лингвистическая база, которую в «Промоботе» называют своей разработкой. «У импортных роботов Sanbot и Pepper она в зачаточном состоянии, а мы с 2014 года постоянно над ней работали», — отмечает Олег Кивокурцев. Получая тот или иной запрос, робот ищет подходящий ответ именно в лингвистической базе. Она состоит из трех уровней. Первый — узкая база, куда загружена информация по тематике определенного бизнеса (магазина или банка, например), там робот может найти ответы на конкретные вопросы: что где лежит, сколько стоит и т. п.; второй уровень — синтезированная лингвистическая база, откуда робот может извлекать ответы на вопросы более общего характера, а также добавочные фразы. Роботу говорят: «Абракадабра», и он отвечает: «Какое великолепное высказывание! А вы уже слышали о наших новых скидках?» А если его спрашивают, что такое синхрофазотрон и он не может найти ответа на запрос на двух уровнях базы, то запрашивает информацию в интернете.

В лингвистической базе «Промобота» несколько сотен тысяч речевых модулей на семи языках. В общем-то, такие же лингвистические базы есть у «Сири» (интернет-консультант устройств Apple), «Алисы» (помощник «Яндекса») и ассистентов Google. У них, может, и больше речевых модулей, но архитектура другая — нет градации данных, которая необходима для выполнения бизнес-функций, считает Кивокурцев. Благодаря вертикальной архитектуре этой базы робот может быстро подбирать ответы.

Лингвистическая база постоянно развивается. Чтобы добавлять туда новые слова и фразы, используется разработанный в «Промоботе» веб-сервис лингвистической базы. Но главная надежда на развитие интеллекта робота связана с тем, что с конца 2016 года в него начали внедрять обширную нейросеть. Ее создают совместно со стартапом «Брэйн Ту», который недавно стал частью проекта «Промобот». «Если сейчас необходимо вбивать в базу вручную вопросы и возможные ответы — то есть над этим трудятся люди, обучая роботов, — то дальше робот будет учиться сам с помощью нейросети», — говорит Олег Кивокурцев.

Можно будет загрузить в систему текст на двести страниц с описанием, например, банковских продуктов — и робот начнет сам ориентироваться в тексте. Главное, он сможет находить в тексте закономерности и связи: когда слово «банкомат» используется в связке с «мобильными приложениями», а «мобильные приложения» — с «мобильной сетью». И тогда робот сформулирует ответ на вопрос, сколько банкоматов у того или иного банка, примерно так: 15 тысяч банкоматов и пять тысяч пользователей мобильного приложения, работающих с помощью мобильных сетей.

Нейросеть — это, если упрощать, набор последовательностей действий, объясняет Кивокурцев. При зеленом свете светофора в мозгу у человека возникает связь: зеленый — можно идти. У нас этих связей возникает в мозгу множество, а машину этому надо учить, загружая в нее огромный массив информации. «Именно этот набор возможных вариантов действий на различные типы запросов — огромный пласт работы и огромная интеллектуальная собственность, сотни тысяч строк кода. По сути, нейросеть является программным кодом, который направлен на дачу указаний программному продукту. Вот простейшее известное действие нейросети: когда вы пишете в “Ворде” и делаете ошибку, программа ее подчеркивает красным».

Робот, в который интегрирована нейросеть, может сам создавать если не программный код, то алгоритм ответа. По словам Олега Кивокурцева, далеко не все производители промороботов используют нейросети. У них разные задачи: например, кто-то подходит к роботам весьма утилитарно, делая упор на механику. Если взять китайского робота Кинг-Конга, чья бизнес-задача — переносить багаж клиентов отелей, то он умеет таскать тяжелые сумки — и всё.

 

Своё – дешевле

 

На зарубежные рынки «Промобот» начал активно выходить только в 2017 году, но уже продает там 30% продукции.

Проект называет себя крупнейшим производителем автономных сервисных роботов в Восточной и Северной Европе. Главные конкуренты — французско-японская компания Softbank Robotics с роботом андроидного типа Pepper и китайцы с роботом Sanbot.

У «Промоботов» на мировом рынке есть некоторое ценовое преимущество: китайские и европейские машины стоят 30 тыс. долларов, а пермская — 25 тыс. На цене пермского робота сказывается то, что большинство составляющих производится в России. Металлические детали делает пермское предприятие «Промлазер». Часть электроники закупают в Китае (материнские платы, процессоры). Контроллеры, драйверы, платы управления — в общем, то, что отвечает за функционирование рабочих элементов и за питание и что не касается вычислительных мощностей, в «Промоботе» разрабатывают сами и заказывают производство в Зеленограде, а затем самостоятельно выполняют монтаж плат. Делают здесь и все пластиковые элементы, а еще сами сконструировали сервомоторы из российского контроллера и китайского электродвигателя. Получилось в пять раз дешевле, чем сервомоторы из Кореи.