Семьдесят девять миллиардов рублей составила выручка компании «Технониколь» в 2017 году. Прибыль — восемь миллиардов рублей. Темпы роста выучки — 13% за год. Производительность — 14,6 млн рублей на человека. «Технониколь» — один из крупнейших производителей строительных материалов в России. И ее динамику можно считать индикативной для строительной индустрии. На пресс-ланче, состоявшемся на прошлой неделе, руководители компании высказались весьма положительно об уровне спроса на строительные материалы в России. По их словам, прирост спроса за последние три месяца 2017 года составил 30–35%, и этот рост сохранился после новогодних праздников.
В ближайшем будущем корпорация рассчитывает на сохранение позитивных тенденций на строительном рынке. Доминантой будет Европа, где семилетний период стагнации строительной отрасли закончился и начинается новая волна роста, которая продлится несколько лет и будет достаточно интенсивной. Поскольку компания приобрела несколько серьезных активов в Европе, она рассчитывает, что это поможет ей расти как минимум вместе с рынком. Азия, несмотря на размер рынка и запуск новых заводов на Дальнем Востоке, представляется большей проблемой, поскольку там сохраняются логистические ограничения (из-за отсутствия прямого коридора в Китай приходится делать крюк в 600 км), которые обсуждаются уже семь лет. Но Россия не Европа, поэтому обсуждение продолжается.
Однако и на внутреннем рынке начинают ощущаться улучшения — сказываются проекты реновации жилья, которые стартовали во многих регионах России, и развитие Крыма, которое должно ускориться после запуска Крымского моста. Рынки Москвы и Центрального федерального округа, по словам бизнесменов, сегодня «самые крепкие за последние девять месяцев».
На положительные сдвиги в строительной индустрии указывает и рост перевозок цемента, на которые обращает внимание аналитик Сергей Блинов. Так, он говорит, что перевозки цемента почти всегда предшествуют перелому макроэкономических тенденций. Например, за год до кризиса 2008 года, в августе 2007-го, перевозки цемента в разгар строительного сезона заметно снизились. Весной 2011 года темпы роста перевозок цемента опять начали снижаться, и это стало поводом насторожиться. И действительно, осенью 2012-го начался новый кризис, который, в принципе, длится до сих пор.
Однако в декабре 2017 года объемы перевозок цемента по железным дорогам превзошли показатели декабря 2016-го на 9,5%. Это лучшие темпы более чем за пять лет, с марта 2012-го. Более того, декабрьский рывок позволил (впервые за последние пять лет) выйти в плюс и годовым результатам. В 2017 году было перевезено 26,8 млн тонн цемента — на 0,6% больше, чем в 2016 году. По мнению аналитика, это значит, что в строительной отрасли начинается подъем, а экономика только сейчас начинает по-настоящему выходить из кризиса.