Вся боль этого мира

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
29 января 2018, 00:00

Роман Хан Ган получил международную Букеровскую премию в 2016 году, и этого достаточно, чтобы обратить на него внимание. Можно легко догадаться, что члены жюри попытались попасть в новейший феминистский тренд, в рамках которого по всему миру женщины восстают против мужского насилия, и отметили книгу, как раз и описывающую одну из форм такого протеста. Но, прочтя ее, обнаруживаешь, что «Вегетарианка» не так однозначна. Да, в ней есть протест против насилия: героиня вдруг отказывается от мяса, а потом и вовсе перестает есть. Она протестует не напоказ — это исключительно внутреннее движение, его наблюдают только ее близкие, и они-то как раз и реагируют на него агрессивно: пытаются насильно накормить ее мясным блюдом. В ответ женщина перерезает себе вены кухонным ножом. Далее протест становится еще более радикальным: она отказывается от еды. Но протестует при этом против того, как устроен мир. Она не может больше находиться в нем в человеческом теле и обладая человеческим сознанием — лишь потому, что оно однажды становится сверхвосприимчивым к происходящему вокруг. Словно ворота в ее уме открылись, и все, что до сих пор отфильтровывалось с их помощью: смерть миллионов живых существ и боль, которую они при этом испытывают, врывается в него и преследует ее во снах.

Если бы Хан Ган ограничилась описанием душевной метаморфозы главной героини, это едва ли произвело бы столь сильное впечатление, но автор включает ее в контекст семьи, ведущей жизнь, ничем особенным не выделяющую ее среди всех остальных — за исключением мужа сестры главной героини. Обозначив свой протест, та становится для него объектом эротического притяжения. Он не в силах ему противостоять, но в силах хотя бы ненадолго избавить ее от навязчивых снов: достаточно разрисовать ее тело цветами. Какой поэтический жест!

 

Хан Ган. Вегетарианка. — М.: АСТ, 2018. — 320 с. Тираж 5000 экз.