Иногда альманахи возрождаются

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
5 февраля 2018, 00:00

Издательство «Паулсен» возобновляет выпуск посвященного изобразительному искусству и архитектуре альманаха, который был основан советским издателем Юрием Овсянниковым. Он выпускал его с 1977 по 1990 год в издательстве «Советский художник». Первая часть альманаха как раз ему и посвящена. Те, кто был с ним хорошо знаком, пишут, какой это был замечательный человек и как много он сделал для отечественного издательского дела.

На этих страницах мы погружаемся в идеальный микромир советской культуры, в котором все занимались тем, что нравится, и все друг другу были симпатичны. Из него, как это часто бывает в альманахах, мы перескакиваем в другую реальность, оказываемся в древней Пальмире и видим ее такой, какой она была до войны: со всеми ее архитектурными памятниками. Настоящая жемчужина альманаха — текст выдающегося советского искусствоведа Нины Дмитриевой. Он посвящен Михаилу Орлову — основателю московского Художественного класса, который впоследствии послужил основой для создания московской художественной школы, сыгравшей очень важную роль в становлении русской живописи. Михаил Орлов вошел в отечественную историю в первую очередь в связи с тем фактом, что, будучи флигель-адъютантом Александра I, он подписал по его поручению акт о капитуляции Парижа в 1814 году. Герой наполеоновских войн, генерал, любимец царя берет под покровительство московский Художественный класс и обрекает себя на бесчисленные бедствия. Не сумев добиться выделения на него государственных денег, вкладывает свои средства и однажды остается ни с чем. Как свидетельствуют современники, он умирает от невозможности разрешить свои финансовые проблемы. Эта история, описанная великолепным пером Нины Дмитриевой, напоминает нам о том, какова цена отечественных достижений в области изобразительного искусства. Ничего не возникает само по себе.

 

Панорама искусств. Альманах № 1.  М.: Паулсен, 2017. — 544 с. Тираж 1500 экз.