Изобретение фотографии

5 февраля 2018, 00:00

Открытая дверь. Лист VI из альбома «Карандаш природы». Апрель 1844. Калотипия; бумага, соляная печать с бумажного негатива. Национальный музей науки и медиа, Брэдфорд, Великобритания 58-01.jpg SCIENCE & SOCIETY PICTURE LIBRARY
Открытая дверь. Лист VI из альбома «Карандаш природы». Апрель 1844. Калотипия; бумага, соляная печать с бумажного негатива. Национальный музей науки и медиа, Брэдфорд, Великобритания
SCIENCE & SOCIETY PICTURE LIBRARY

6 февраля в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина открывается первая в России выставка работ одного из изобретателей фотографии Уильяма Генри Фокса Тальбота. На ней будут представлены редкие снимки, ставшие хрестоматийными для истории визуальной культуры, — около 150 авторских отпечатков и негативов из собраний Национального музея науки и медиа в Брэдфорде и Музея Виктории и Альберта в Лондоне (Великобритания), а также устройства для создания изображений: камера-обскура и камера-люцида — из собрания Политехнического музея в Москве.

Демонстрация ранних образцов британской светописи продолжает серию проектов музея, которые знакомят зрителей с шедеврами искусства фотографии. Имя Тальбота вошло в историю фотографии благодаря изобретенному им негативно-позитивному процессу, позволяющему получать фотографические изображения; он был назван «калотипия» и запатентован в 1841 году.

Воздух «Се Агнец». 1562–1563. Казань, мастерская княгини Татьяны Андреевны Темкиной-Ростовской. Вклад князя Ю. И. Темкина-Ростовского в нижегородский Вознесенский монастырь 58-02.jpg ВЯТСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ В. М. И А. М. ВАСНЕЦОВЫХ
Воздух «Се Агнец». 1562–1563. Казань, мастерская княгини Татьяны Андреевны Темкиной-Ростовской. Вклад князя Ю. И. Темкина-Ростовского в нижегородский Вознесенский монастырь
ВЯТСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ В. М. И А. М. ВАСНЕЦОВЫХ

Вышитые иконы

В Научно-реставрационном центре им. академика И. Э. Грабаря проходит выставка древнерусских памятников лицевого шитья. Двадцать семь предметов, датируемых второй половиной XV — концом XVII века, поступили в Центр Грабаря из 11 региональных музеев и были возвращены к жизни в мастерской реставрации тканей. Лицевое шитье — изобразительное искусство, близкое к иконописи, но основой и фоном здесь служат ткани, а красками — разноцветные шелковые, серебряные и золотые нити. Шитье металлическими нитями дает эффект золотого оклада. Драгоценное убранство часто дополняют жемчуг и камни.

Литургические ткани с лицевым шитьем, а также пелены, хоругви, покровы на раки святых были очень дорогими, и лишь крупные соборы и прославленные монастыри хранили в своих ризницах подобные сокровища. Значительная часть выставленных предметов в процессе реставрации получила новую атрибуцию и была введена в научный оборот.

Группа Kraftwerk совершила перелом в музыке 1970-х, одной из первых продемонстрировав возможности использования синтезаторов и электроники 58-03.jpg КОНЦЕРТНОЕ АГЕНТСТВО T.C.I.
Группа Kraftwerk совершила перелом в музыке 1970-х, одной из первых продемонстрировав возможности использования синтезаторов и электроники
КОНЦЕРТНОЕ АГЕНТСТВО T.C.I.

Музыка роботов

13 февраля на сцене Государственного Кремлевского дворца в Москве выступит родоначальник мировой электронной музыки немецкий квартет Kraftwerk. Он возник в Дюссельдорфе в 1970 году. Уже через несколько лет коллектив обрел небывалую популярность во всем мире. Его композиции с использованием новейших технологий, компьютеризированных ритмов и вокальных партий, зачастую исполненных через вокодер, оказали влияние на ряд музыкальных жанров — от электроники и синти-попа до хип-хопа и техно. Сегодня группа гастролирует с мультимедийными 3D-концертами, один из которых и увидит московская публика.

Создатели мюзикла «Все о Золушке» попытались максимально приблизить хорошо знакомый сюжет к современным реалиям 58-04.jpg МТМ
Создатели мюзикла «Все о Золушке» попытались максимально приблизить хорошо знакомый сюжет к современным реалиям
МТМ

Золушка

18 января начинается первый блок показов мюзикла «Все о Золушке» на новой площадке Театра мюзикла (в здании кинотеатра «Россия» на Пушкинской площади). Автор музыки — Раймонд Паулс. Ее переложение для спектакля сделала группа «Слот». Автор идеи пьесы — Дмитрий Быков. Сценарист и поэт Сергей Плотов написал либретто и тексты песен. Мюзикл поставлен Сергеем Глушковым, который был хореографом-постановщиком мюзикла «Обыкновенное чудо» и фильма Валерия Тодоровского «Стиляги», а также поставил спектакль «Моряки и шлюхи» в Мастерской Петра Фоменко.