Трибуны на южнокорейской Олимпиаде рискуют оказаться полупустыми. Оргкомитет «Пхенчхан-2018» в ужасе: Игры стартуют 9 февраля, а огромная часть билетов до сих пор не продана. Причины сугубо политические: туристов пугает возможная эскалация конфликта с Северной Кореей и новые ядерные испытания Пхеньяна. К слову, летние Игры в Сеуле в 1988 году не вызывали у иностранных визитеров столь серьезных опасений. На популярность Пхенчхана также влияют допинговые скандалы с российской сборной. Несмотря на решение Спортивного арбитражного суда (CAS) в пользу 28 российских олимпийцев, Международный олимпийский комитет (МОК) не спешит приглашать реабилитированных атлетов на соревнования. В итоге от России в Корею поедут лишь 169 спортсменов из заявленных пятисот, причем «отцеплены» лидеры сборной. Болельщики, порядком уставшие от неспортивного поведения спортивных чиновников, бойкотируют Пхенчхан. Когда спорт стал разменной монетой в политике, олимпийский огонь, призванный зажигать сердца, начал разжигать конфликты.
На трибунах становится тише
Политизация Олимпийских игр отталкивает значительную часть целевой аудитории спортивных турниров. Об этом говорит история Игр. Подтверждением тому стали и чрезвычайно скромные продажи билетов на южнокорейскую Олимпиаду. В конце декабря оргкомитет «Пхенчхан-2018» сообщил, что удалось реализовать 655 тыс. билетов — 61% от первоначального плана. Продажи «идут медленными темпами», сообщает официальный сайт организации.
Справедливости ради стоит отметить, что по сравнению с ноябрьскими показателями (продан 31% билетов) сейчас наблюдается заметный рост спроса. Однако до 1,07 млн билетов, заявленных организаторами в качестве конечной цели, еще далеко. Приходится идти на нерыночные хитрости. Поддержать Игры согласилась Корейская федерация работников, которая проспонсировала некоторые мероприятия и выкупила места на трибунах для своих сотрудников. Министерство образования страны также приняло решение приобрести билеты для школьников.
Между тем Олимпиада обходится Сеулу в круглую сумму. Расходы составляют около 13 млрд долларов, из которых два с половиной миллиарда — непосредственно бюджет оргкомитета «Пхенчхан-2018», остальное вложено в инфраструктуру страны.
Ставки высоки, но и выигрыш казался достойным. По оценкам местного исследовательского центра Hyundai Research Institute, Игры помогли бы привлекать в страну дополнительно около миллиона иностранных туристов ежегодно, что принесло бы в госказну примерно 40 млрд долларов. «Южная Корея надеялась, что Олимпийские игры приведут к экономическому росту и притоку иностранных гостей. Сеул мог закрепить за собой статус нового центра для зимних видов спорта в Азии», — признается руководитель оргкомитета «Пхенчхан-2018» Ли Хи Биом. Но корейские мечты разбились о 38-ю параллель.
Пока Южная Корея модернизировала дороги и расширяла высокоскоростную железнодорожную сеть, Северная Корея запускала ракеты и проводила ядерные испытания. Опасная близость Сеула к суровому соседу пугает иностранных болельщиков: спортивные площадки зимних Олимпийских игр находятся всего в 90 км от демилитаризованной зоны, разделяющей обе Кореи.
Ситуацию осложнила и реакция Пекина на размещение ПРО США в регионе. Китай «посоветовал» своим туристическим агентствам приостановить продажу групповых туров в Южную Корею, что вдвое сократило число китайских туристов.
«Нынешний политический кризис в регионе пугает и европейцев, они отказываются от поездки в Южную Корею, — говорит член МОК Жан-Франко Каспер. — Честно говоря, я не ожидаю большого числа зрителей. Иностранцы не готовы подвергать себя риску ради просмотра спортивных игр, благо в век информационных технологий у большинства болельщиков есть возможность увидеть все своими глазами, не покидая квартиры».
Страх родился не на пустом месте. В прессе болельщикам напоминают о паре кровавых инцидентов из недалекого прошлого региона. Так, 29 ноября 1987 года, за год до летних Олимпийских игр в Сеуле, агенты из Пхеньяна взорвали лайнер Boeing 707 южнокорейской авиакомпании Korean Air. Погибли 115 человек. А в 2002 году, когда Южная Корея принимала чемпионат мира по футболу, северокорейские патрульные корабли вошли в спорные воды Желтого моря. Военно-морской конфликт закончился затоплением южнокорейского судна, погибли шесть военнослужащих.
Помимо геополитических страхов есть и прагматические причины проблем с билетной программой. «Конечно, люди побаиваются Северную Корею, но, честно говоря, отдаленный сельский городок Пхенчхан едва ли является отличным туристическим объектом. Болельщики едут туда, только чтобы увидеть Олимпиаду. Но, возможно, этого недостаточно», — объясняет генеральный директор спортивного туристического агентства Bucket List Events Брайан Петерс.
Вялые продажи билетов также связаны с качеством Игр и уровнем спортсменов, которые будут на них представлены. Отсутствие ведущих российских атлетов весомо повлияет на зрелищность соревнований. А все благодаря стараниям МОК, чье желание додавить российский спорт оказалось выше спортивной этики и здравого смысла.
Олимпийские атлеты из России
Допинговый скандал сильно проредил состав нашей олимпийской сборной. В Пхенчхан поедут 169 спортсменов и 189 официальных лиц, включая 80 тренеров. Таким образом, на этих Играх Россию будет представлять рекордно малое количество спортсменов. И поделать с этим уже вряд ли что-то получится. «С точки зрения МОК, этот список окончательный», — объясняет ситуацию первый вице-президент Олимпийского комитета России Станислав Поздняков. — К сожалению, наши ведущие спортсмены в заявку “олимпийских атлетов из России” не вошли».
Нетрудно догадаться, что МОК вычеркнул из списка в основном фамилии сильнейших российских атлетов и реальных претендентов на золотые медали. Среди них шестикратный олимпийский чемпион по шорт-треку Виктор Ан, двукратный чемпион мира по лыжным гонкам Сергей Устюгов, а также входящие в число сильнейших российских биатлонистов Антон Шипулин и Алексей Волков.
Огромные потери понесли российские конькобежцы. Из всей олимпийской команды были утверждены только четыре кандидатуры, среди которых не оказалось трехкратного чемпиона мира на дистанции 1500 м Дениса Юскова и двукратного чемпиона мира в спринтерском многоборье Павла Кулижникова. «По мужской команде у нас 90 процентов списка в конькобежном спорте отклонено, по женской — 80 процентов заявки», — сказал президент Союза конькобежцев России Алексей Кравцов.
От заявки сборной по скелетону и вовсе осталось два человека. Всего санкции МОК поразили 10 из 15 российских команд, заявленных на Олимпийские игры. В полном составе в Пхенчхан полетят сноубордисты, горнолыжники, а также команды по керлингу и фристайлу.
Многих из спортсменов не лишили медалей, не отстранили, не наказали, а просто не позвали. Причем без объяснения причин. «По-русски это называется “плюнь в глаза, все божья роса”, — написал в письме, адресованном МОК, конькобежец Виктор Ан. Разумеется, официального ответа от МОК так и не последовало. Не было реакции и на открытое письмо двукратного бронзового призера чемпионатов Европы по фигурному катанию Ивана Букина, адресованное главе МОК Томасу Баху. Букин задает главе комитета только один вопрос: «За что?» «Я ни разу за свою спортивную карьеру не давал повода усомниться в том, что я чист, я всегда остерегался пить даже обычные витамины. И от этого мне еще тяжелее принять происходящее», — написал в российский биатлонист Антон Шипулин в инстаграме.
Чем руководствовался МОК, когда решал, кого из россиян пустить на Игры в Корее, а кого оставить за бортом олимпийского корабля? В первую очередь упоминаниями спортсменов в расследовании антидопинговых комиссий МОК, включая комиссию Дениса Освальда и комиссию Самуэля Шмида, в докладе Ричарда Макларена, а также в системе антидопингового администрирования ADAMS. На своем сайте МОК перечислил аж 17 критериев, ни один из которых не кажется серьезным основанием для санкций — никаких реальных доказательств проблемы с допингом у наших атлетов спортивные чиновники не привели.
Абсурдность ситуации понимают и зарубежные коллеги. «Все задаются вопросом: если спортсмены чистые, почему же они отстранены? Не потому ли, что они русские? Иногда мне казалось, что дело и в допинге, и в политике, но теперь я чувствую, что это решение против России», — заметил главный тренер сборной Швеции по биатлону Вольфганг Пихлер. Чем громче звучат обвинения, тем меньше людей всерьез воспринимают заявления МОК и его «информатора» Григория Родченкова. «Международные федерации уже не верят этому бреду, нет никаких доказательств вины наших спортсменов», — говорит двукратный призер Олимпийских игр Иван Скобрев.
Несмотря на старания недоброжелателей и пассивность чиновников, в неполном составе и под нейтральным флагом российские спортсмены будут в полную силу бороться за медали всех проб, и прогнозы не такие уж грустные. Отечественные и зарубежные эксперты сходятся во мнении, что «олимпийские атлеты из России» могут претендовать на четыре-шесть золотых медалей, а в целом на 20–22 награды разной пробы, что позволит стране войти в первую десятку зачета.
Успехов ожидают от мужской хоккейной сборной, в которую входят Илья Ковальчук, Павел Дацюк, Вячеслав Войнов и другие звезды КХЛ. Тем более что НХЛ объявила о решении не отправлять на игры своих хоккеистов.
На золото также будут претендовать команда по фристайлу и сноубордисты, которые отправятся в Пхенчхан без потерь в составе. Здесь основные надежды на двукратного чемпиона Сочи-2014 сноубордиста Вика Уайлда и победителя этапа Кубка мира по фристайлу в лыжной акробатике Максима Бурова.
Серьезные надежды мы связываем с фигурным катанием. Несмотря на то что комиссия МОК разбила две звездные связки — танцевальный дуэт Ксении Столбовой с Федором Климовым и пару Александры Степановой и Ивана Букина, остальные фигуристы готовы бороться и побеждать. Впрочем, как и все российские спортсмены, которые поедут на Олимпийские игры в Южную Корею.
«Несмотря на то что не будет рядом наших старших товарищей, мы будем бороться и за нас, и за них, и за всю Россию», — обещает серебряный призер чемпиона мира по лыжным гонкам Юлия Белорукова.
Судебная победа
Продолжают бороться наши спортсмены и в судебных инстанциях. Первого февраля Спортивный арбитражный суд (CAS) в Лозанне удовлетворил апелляции 28 российских спортсменов и отменил их пожизненное отстранение от Олимпийских игр. Атлетам также вернули награды сочинской Олимпиады-2014, в результате чего Россия снова вышла на лидирующую позицию в медальном зачете. Еще 11 апелляций были удовлетворены частично. Суд отложил решения по трем делам — это жалобы биатлонисток Ольги Вилухиной, Ольги Зайцевой и Яны Романовой. Всего в CAS подал жалобы 41 атлет.
По решению суда спортсменам, на которых еще недавно были наложены санкции МОК, разрешили принимать участие в Олимпийских играх, однако не в случае с Пхенчханом. «Решение CAS не означает, что спортсмены из числа 28 оправданных будут приглашены на Игры», — отмечается в официальном заявлении МОК. Олимпийский комитет также выразил свое разочарование из-за того, что «CAS не учитывал системные манипуляции с допингом в делах 28 оправданных российских атлетов».
Недовольство решением арбитражного суда выразило и Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА): «ВАДА с серьезной обеспокоенностью принимает решения CAS поддержать апелляции 28 российских спортсменов и отклонить апелляции 11 других по существу против МОК из-за нарушений антидопинговых правил, когда все 39 спортсменов были частью системной допинговой программы России».
Оправданные спортсмены до последнего надеются поучаствовать в зимних Играх. К примеру, сейчас российские конькобежцы тренируются в Японии и готовы в любой момент отправиться на соревнования в Южную Корею. Вице-премьер Виталий Мутко заявил, что Россия по-прежнему рассчитывает на участие в Олимпиаде-2018 спортсменов, в отношении которых вынесено положительное решение CAS. В противном случае власти поддержат реабилитированных спортсменов в их судебных исках. Почему этого не было сделано раньше, Виталий Мутко не сказал.