Темп прироста ВВП в 2017 году составил 1,5%, сообщил Росстат. Основным драйвером подъема экономики в прошлом году стал потребительский спрос, который продолжил расширяться в условиях ускорения роста реальной заработной платы и розничного кредитования. Ключевыми отраслевыми драйверами в этом случае выступили оптовая и розничная торговля, транспортировка и хранение, финансовая и страховая деятельность. Добавленная стоимость в обрабатывающих производствах увеличилась всего на 0,4%, а в строительстве и вовсе снизилась.
Рост экономики оказался ниже прогнозного интервала Банка России (1,7–2,2%). Это связано с сокращением выпуска продукции в промышленности и объемов транспортных перевозок в ноябре–декабре за счет, как считает ЦБ, разовых факторов. Однако в декабре рост промышленного производства в помесячном сопоставлении возобновился.
Банк России отмечает некоторое ослабление динамики инвестиций во втором полугодии 2017 года, что объясняется завершением реализации крупных инфраструктурных проектов. В третьем квартале объем государственных и инфраструктурных инвестиций заметно сократился (с исключением сезонности). При этом рост частных инвестиций в основной капитал сохранялся высоким в течение всего 2017 года и вносил существенный вклад в инвестиции в целом. По итогам года валовое накопление основного капитала увеличилось на 3,6% — впервые после трех последовательных лет спада инвестиционной активности.
По расчетам главного экономиста ВЭБа Андрея Клепача, в декабре 2017 года продолжилась тенденция падения экономической активности. По отношению к предыдущему месяцу индекс ВВП со снятой сезонностью уменьшился на 0,1% после снижения на 0,2% в ноябре 2017 года. Декабрь стал четвертым месяцем непрерывного снижения, которое наметилось с начала второго полугодия.
Падение экономической активности обусловлено сокращением объемов обрабатывающих производств (–0,4%), строительства (–0,3%), оптовой и розничной торговли (–0,3%) и чистых налогов (–0,5%). Это падение частично компенсировалось ростом добавленной стоимости добычи полезных ископаемых (0,1%), производства электроэнергии, газа и воды (0,4%), транспорта (0,2%), продукции сельского хозяйства (0,1%).
Согласно оперативной оценке Внешэкономбанка, в четвертом квартале 2017 года наблюдалось второй квартал подряд замедление темпов роста ВВП. По отношению к предыдущему кварталу с очисткой от сезонного и календарного факторов ВВП сократился на 0,2% после уменьшения на 0,1% во втором квартале 2017-го. Впору говорить о технической рецессии.
«Вторая половина 2017 года в целом оказалась негативной для российской экономики, —комментирует Андрей Клепач. — Спад начал формироваться с июля, а с сентября обозначилась устойчивая негативная траектория. В декабре оцениваемый нами индекс ВВП снова сократился, продолжая эту негативную тенденцию. По нашим оценкам, ВВП в декабре был на 0,1 процента меньше, чем в ноябре, а с августа снизился на 0,8 процента».
Во многом за этим стоял разворот динамики промышленного производства. «В декабре мы опять увидели падение производства, которое было связано с обрабатывающими отраслями, — продолжает Клепач. — К ноябрю их объемы выпуска снизились на 0,4 процента, а по отношению к маю обработка потеряла уже более пяти процентов. В декабре снижалось производство, ориентированное в большей степени на внутренний рынок. Продолжило свой спад машиностроение, производство пищевых продуктов, легкая промышленность. С другой стороны, после провала в осенние месяцы частично восстановилось производство металлургии и химии».
Судя по косвенным признакам, в январе интенсивность производственной активности по сравнению с предшествующим месяцем несколько возросла, считает ЦМАКП. По всей видимости, ухудшение производственной конъюнктуры, отмеченное в конце прошлого года, начинает компенсироваться. Наиболее вероятный фактор, лежащий в основе нынешнего позитива, — приток дополнительных доходов от улучшающейся в последние месяцы мировой конъюнктуры (рост цен на нефть и металлы).
Уровень электропотребления в экономике, отражающий производственную активность наиболее электроемких потребителей, в январе возрос на 0,4% по сравнению с декабрем (с учетом сезонного и температурного факторов) и практически вернулся к максимальному, зафиксированному в августе 2017 года. Среднесуточный объем погрузки грузов железнодорожным транспортом в части экспортно-сырьевых товаров по итогам двух последних месяцев заметно увеличился и (с учетом сезонного фактора) достиг исторического максимума. Растут и объемы перевозок строительных грузов.
Согласно индексу Markit PMI для обрабатывающих отраслей, отражающему в большей степени ситуацию во внутренне ориентированном сегменте, сохраняется тенденция медленного улучшения. Индекс в январе составил 52,1 после 52,0 в декабре.
В прошлом году перестал сокращаться совокупный внешний долг — он немного подрос, до 529 млрд долларов, за счет двух компонентов: долга органов госуправления и нефинансовых корпораций, тогда как банки продолжали гасить свою внешнюю задолженность. В то же время из-за заметного увеличения долларового ВВП России (на 23%, до 1581 млрд долларов по среднегодовому курсу) отношение совокупного внешнего долга к ВВП в 2017 году заметно снизилось — до 33,5% против 50% в 2016-м.