Кто такие «трушные» МС? Этот термин, широко используемый в современном шоу-бизнесе, означает «правдивый». То есть это артист, транслирующий реальные эмоции, которые он сам пережил, прочувствовал и поэтому может передать другим людям. Это цепляет, народ говорит: «я верю». К сожалению, сегодня в музыке это редкость, а в музыке для молодых таких и вовсе единицы. Но есть и позитивный тренд — эти самородки буквально с первых шагов в творчестве выстреливают, возносятся на музыкальный Олимп и становятся яркими звездами. Два года назад один никому не известный пацан с Петроградки, будучи питерским торговцем гашишем, пережил предательство, тюрьму, сбежал в Испанию и выживал на улице среди жестоких этнических банд. В этом ужасе он начал писать музыку и снимать клипы, которые ворвались в самые топы молодежной рэп-культуры. Его первый же клип Nikto Ne Nuzhen на YouTube посмотрели девять миллионов шестьсот тысяч человек — рекорд за всю историю русского хип-хопа. Все именитые продюсеры пытаются вернуть в Россию этого словно выпрыгнувшего из чертовой табакерки МС — как золотую жилу концертного рынка, но пока ничего не могут сделать с безжалостной российской Фемидой. О трэп-музыке, притяжении плохого, псевдо рэп-баттлах и вообще о жизни мы поговорили с самым закрытым, но самым популярным среди подростков рэпером — Kizaru, Олегом Нечипоренко
— Продюсер Кирилл Калашников четко разделяет всех рэперов на «трушных» и «моральных уродов»…
— Абсолютно верно он тебе объяснил.
— То есть ты с ним согласен?
— Я с ним абсолютно согласен, на все сто. В хип-хопе есть множество ответвлений, веток. Так же, как,в принципе, и в любой музыке. Есть ответвления в клауд-музыку, в трэп-музыку, в мэмфис, есть просто в новый хип-хоп, это не обязательно должен быть рэп, трилл или клауд . Если ты читаешь клауд-музыку, то обычно напеваешь мелодии, Фараон любит такое делать и Лил Пип. Она такая грустная, душевная… Ты можешь читать о любых вещах в клауде, трушный ты, не трушный — всем наплевать. Но если ты позиционируешь себя как трэп-исполнитель… Трэп в переводе значит «ловушка». Это пошло от Гуччи Мэйна, есть такой рэпер. Он родился в Атланте и отсидел в тюрьме около десяти лет — два-три раза его сажали. Смысл этой музыки заключается исключительно в твоих словах, в твоей правде — то, чем ты занимаешься, что ты собой представляешь, что ты прошел в этой жизни, что ты можешь до других людей донести. Трэп-музыка напрямую связана с наркотиками, со всем плохим, со всем не очень позитивным и доброжелательным. Это отвратительная музыка — многим людям в России она вообще противопоказана. Мне она нравится, потому что она очень правдивая, дает мне энергию, она не заставляет сидеть на жопе ровно, заставляет думать о разных вещах, смотреть на людей более разборчиво, и всех лохов, естественно, держать подальше от себя — ничего хорошего в жизни они тебе не принесут.
— Мы думали озаглавить статью так: «Что слушают ваши дети».
— Да-да, что слушают ваши дети, чтобы взрослые понимали вообще, куда они лезут. Они начинают осуждать то, что я читаю, за сук, за наркотики, за то, как я покурил, за третье, за десятое… Это все присутствует в моей жизни, но я не пропагандирую, не заставляю никого так жить. Я, наоборот, в своих треках говорю, что это приведет только к печальному итогу — либо тюрьма, либо гроб. И заниматься этим не имеет смысла вообще никакого, это бред. Прежде чем выбрать такой путь, прежде чем начать заниматься всем этим, ты должен подумать миллион раз, нужно тебе это или не нужно, пройдешь ты это или не пройдешь, тебя поломает жизнь. Готов ли ты все это через себя пропустить, готов ли ты эту тонну дерьма вылить на себя, когда непонятно, будешь ты в итоге в дамках или в пешках. Очень такая тонкая философская штука, я даже не могу до конца ее тебе объяснить.
— Олег, а ты согласен, что таких МС, как Фейс, детям нельзя слушать?
— Это абсолютно правильно, я согласен. Но вы слышали последние новости, что он уже открестился от всего, — видимо, моя взяла в этой небольшой битве между…
— Добром и злом.
— Да, добром и злом, между поколением чуть постарше и поколением чуть помладше. Выиграли здравый смысл и здравый ум, и я очень благодарен людям и, может, даже самому Ване, что он что-то переосмыслил и стал более ответственно подходить к тому, что он артист. Потому что если ты артист, то имеешь влияние. «Я трахнул твою суку без гондона, трахнул твою бабушку, твою собаку…» — это, конечно, замечательно, но я не вижу здесь никакого особого интересного смысла и посыла никакого, смысла в этих фразах никакого нет. У меня это тоже иногда пролетает, но у меня это просто отражение жизни. Это моя жизнь, это окружает меня, я вижу, что происходит.
— Ты просто транслируешь правду?
— Да, я пытаюсь транслировать правду, зачастую даже тогда, когда правда отвратительна. У меня куча текстов, где я доношу много смысла до людей, просто делаю иногда это грязно, в грязных словах. Но я никогда не «менял бабки на людей, братьев на …» (строчка из песни Олега). Да, тут слова не такие умные, присутствует мат, но смысл в совокупности очень большой. Это очень важно. Сейчас все слушают эту музыку, потому что это модно, но если чуть вдаться в подробности и разобраться, о чем эта музыка, вы скажете: да на хрен я буду слушать, как какая-то горилла говорит, что она зайдет ко мне домой и отымеет всех в квартире, а я даже встать не успею с дивана. Об этом рэп. Только я это воспринимаю совсем по-другому, как музыкант, понимаете? Плохое притягивает, знаете? Вот вам в детстве мама говорила: не кури сигарет, не пей алкоголь, это плохо. Но вы все равно пробовали. Это психология. Любого человека тянет к плохому.
— Олег, а ты задумывался о том, чтобы поучаствовать в этом хайпе, который твориться в баттлах? Хотя я понимаю, что ты в Россию приехать не можешь.
— Ты про Versus?
— Да.
— Мне же Ресторатор писал уже, он мне написал такую фразу: «Приветствую. Наверное, звать тебя к нам смысла не имеет». Я ему пишу: «Абсолютно ты правильно думаешь, неглупый человек». Нету смысла, потому что у вас не баттл. Что угодно, но только не баттл. Единственный человек, который у вас что-то там показывает, это Оби-Ван Кеноби, да и то это постоянно в одной и той же манере происходит. Это очень скучно. Что такое баттл? Баттл — это когда ты приходишь, у тебя есть заготовки, но нет заранее написанного текста. Ты не знаешь, какие биты тебе будут включать. Тебе включают — и ты начинаешь показывать свою технику, свой флоу, свою бьющую строку, рифмы. Выдавать на ходу…
— Фристайл.
— Фристайл, да. И еще это должно быть круто и интересно, ты не должен нести ахинею. Покажите мне хоть одного человека в России, который так умеет делать. Если вы мне покажете, я вам дам миллион наличкой.
— Ловлю на слове.
— Такого человека нету. Ты должен любить рэп, должен фристайлить и иметь технику. Это развитие, на которое нужны годы. Еще ты белый, из какого-нибудь Мухосранска, Петербурга или там Украины. Каким образом ты можешь мне говорить, что знаешь за хип-хоп и вообще шаришь за афроамериканскую культуру? Каким образом русские рэперы считают, что есть какой-то русский рэп? Каким образом, если это даже не ваша культура?
— Олег, подожди, а есть же фристайл-тусовки. «***» был.
— Да это ни о чем. Это слабейший уровень, никому не нужный. Смотришь на них и плакать хочется.
— А Шотган?
— Нет, Шотган — крутой фристайлер. Такого еще поискать надо. Это единственный, наверное, в своем роде человек в России, кто так умеет делать. Потому что иногда у него пролетает очень сильно, очень сильные рифмы. Но опять же это длится недолго. Он не может постоянно переключать свой флоу, показывать свою технику на разных битах по-разному. Это бешеный уровень. Не у каждого афроамериканца это получится.
— То есть у нас нет адекватных площадок и никогда не было?
— У нас вообще рэпа нет, у нас цирк. Начнем с «Касты». То, что они делали, когда я был маленький, я с этого кайфовал, это реально было зарождение рэпа русского. Но потом я вырос и понял, что меня надурили еще в детстве. Я ходил на концерты «Касты», и меня обманывали. Потому что все эти пацаны делали это исключительно ради денег. Это коммерция тупая, вообще на хрен никому не нужная. Потом к ним приходит кто-то сверху, из правительства, и говорит: делай то, то и то… Сейчас я любой клип «Касты» поставлю — я стругану от их музыки. Я это просто слушать не могу. Это антиритмично, нету музыки вообще никакой, какие-то слова заезженные. Просто гоп, быдло какое-то. Да даже если бывают красивые слова, их нельзя использовать в хип-хопе, это надо по-другому говорить. Вообще, вся музыка у нас в России — это надувательство сплошное. Как ты можешь заниматься рэпом, если ты не знаешь американского языка?
— Оксимирон-то продемонстрировал знание.
— Он знает английский язык. Но есть английский язык, а есть американский. Это два разных языка. Если я начну разговаривать с Оксимироном на своем американском, он будет сидеть и хлопать ушами. Я могу с ним так же на английском начать, даже акцент делать. Он даже делает так — типа, он из Лондона.
А теперь задайся вопросом, через что мне пришлось пройти, чтобы людям доказать, что есть настоящая музыка. Задай себе этот вопрос. Через какие тонны дерьма, нервов, дней без еды… Что я прошел, чтобы меня услышали. Чтобы люди начали задаваться вопросом: а что этот парень так вот на всех гонит? Почему ему не нравится Фейс, не нравится Фараон, не нравится вся новая школа русского рэпа? Потому что я абсолютно за каждого человека могу рассказать, только вот они за меня ничего не могут рассказать, потому что они в охренении, через что я прошел и что всю жизнь я действительно люблю музыку. Любой одноклассник может сказать: да, этот парень с детства торчит на музыке. Я ее люблю так, как не люблю ни одну девочку.
— Вообще, по теории творчества, искусство — это выражение своих сильных чувств, пережитых лично. То есть не может человек, не пройдя через серьезные испытания…
— Я тебе о чем и говорю. Когда человек не получил серьезных эмоций, действительно серьезных, которые через все твое тело, тебя аж трясет… Не пройдя этого, человек не может придумать что-то достойное. О чем ты будешь в треках говорить? Я не говорю, что я там блистаю умом, но я хотя бы нашел отражение моей жизни в творчестве. Я нашел такой путь. И я не говорю, что всем надо делать так. Например, Фараон — студент, девочкам нравится, симпатичный. Он сам как девочка выглядит. В «Папиных дочках», помнишь, такая актриса была — девочку играла. Она прям вылитый Фараон. Ему надо читать про дружбу, про любовь, про отношения, про будущее. Даже когда он читает, то выпендривается. Ладно, читай про шмотки, хорошо, я верю тебе, что это у тебя есть, ты покупаешь, верю, что у тебя там девочки есть, с которыми ты проводишь время. Но когда я слышу, что он трахает всех подряд, курит охрененную траву, что он толкает оптом и так далее, мне хочется подойти и дать ему пощечину.
— Ну, потому что это неправда.
— Потому что это вранье. Зачем ты мне это говоришь, братан, я знаю тебя, знаю, кто ты такой. Зачем ты мне врешь? Врешь не только мне, а и всей России. Всем малолеткам, кто тебя слушает, ты врешь, ты им заливаешь.
— Ими движет просто стремление к славе и наживе.
— Да, я понимаю. Изначально просто надо приоритеты расставить. Я музыкой начал заниматься не для хайпа, не для того, чтобы я был знаменитым. Даже не для денег. У меня понятно — взлеты и падения, взлеты и падения. Было много всего. Я уже такой, какой я есть, и я не говорю, что я горжусь тем, какой путь мне пришлось пройти. Мне даже стыдно за это немного. Но я горжусь тем, чего я достиг в музыке, мне есть чем гордиться. То есть мама мне как говорила: через плохое — к хорошему. Мой путь — через плохое к хорошему.
— Если тебе удастся вернуться в Россию, в баттлах будешь участвовать?
— Конечно, я бы с радостью вышел против Фараона, либо Фейса, либо еще кого-нибудь — за определенную сумму денег. Потому что пачкать имя свое с такими вот типами — это, конечно, печально.