Продажи новых автомобилей в России нажали педаль газа: по итогам января их объем увеличился почти на треть, а точнее, на 31,3% по сравнению с январем 2017 года и достиг 102,4 тыс. штук. Таких показателей прироста авторынок не видел уже семь-восемь лет — со времен тех тучных лет, когда, по воспоминаниям продавцов, потребители буквально штурмовали автосалоны.
Сейчас ситуация на первый взгляд выглядит весьма оптимистично: впечатляющий прирост продаж в России демонстрируют многие ведущие автомобильные марки. Например, Kia прибавила в первом месяце года 49%, Renault — 51%, Ford — 39%, Mitsubishi — 95%. Пожалуй, главным ньюсмейкером января на авторынке стал российский бренд Lada, который по итогам месяца нарастил продажи на 29% и с большим отрывом упрочил свое лидерство на рынке с показателем 21 тыс. машин (следующая на втором месте Kia продала немногим более 15 тыс.). При этом впервые за последнее время на первое место среди самых популярных моделей на рынке вырвалась машина Lada Vesta — ее продажи скакнули более чем на треть, до 6700 единиц, что позволило ей пусть ненамного, но все же обогнать лидировавшего до этого времени «корейца» Kia Rio (6500 единиц).
Однако участники рынка далеки от эйфории. Вполне возможно, мощный всплеск продаж носит временный характер, предполагают они. Во-первых, показатели роста обусловлены низкой базой прошлого года: в январе 2017-го было продано всего 78 тыс. автомобилей (нормальным показателем для других месяцев прошлого года было 130–160 тыс. машин).
Во-вторых, нынешний рост потребительской активности во многом связан с заканчивающимися государственными программами поддержки («Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и проч.), которые сулят их участникам скидки и действие которых может закончиться уже в первом квартале текущего года (до сих пор власти не заявили официально об их продлении). Кроме того, идет распродажа машин прошлого года выпуска с дисконтом. Наконец, покупатели стараются обогнать рост цен на новые машины: несмотря на укрепление курса рубля, они все же медленно едут вверх.
Автодилеры опасаются, что нынешний всплеск спроса может оттянуть на себя потенциальную активность с других месяцев, в результате чего продажи новых машин в России к середине года нажмут на тормоз. По оптимистическим прогнозам, по итогам 2018 года российский авторынок может прибавить 10–15%. Хотя есть ожидания, что объемы продаж новых машин в текущем году окажутся на уровне 2017-го — прежде всего из-за сокращения реальных доходов российского населения.