В последние годы во многих странах мира природный газ завоевывает все большую популярность в качестве моторного топлива — он дешевле и экологичнее бензина или дизеля. Одной из первых применять газ в качестве моторного топлива начала именно наша страна еще в советские времена. Активное развитие сегмента газомоторного топлива (ГМТ) в России возобновилось в 2013 году, когда идею расширения применения метана в качестве горючего для автомобильной техники поддержали президент и правительство Российской Федерации. В итоге фактические темпы роста рынка газомоторного топлива в России сейчас более чем вдвое превышают общемировые показатели.
Драйвером развития современного рынка газомоторного топлива в свое время стала компания «Газпром» как крупнейший производитель и продавец газа в стране. Вслед за ней в отрасль подтянулись независимые производители — «Роснефть», «НоваТЭК» и ряд других компаний. Сегодня это направление становится все более перспективным и привлекательным. К представителям газовой отрасли приходит понимание, что в конечном счете выиграет тот, кто своевременно займет пока еще свободную нишу на этом растущем рынке.
Применение газа в качестве топлива значительно расширилось буквально за последние два-три года. Существенно возросли темпы строительства инфраструктуры для транспорта на ГМТ: если в 2000 году в России насчитывалось 174 автомобильных газонаполнительных компрессорных станции (АГНКС), а в 2013 году — 239, то на 1 января 2018 года действует уже 354 объекта газозаправочной инфраструктуры. Только в прошлом году введены в эксплуатацию 36 АГНКС, еще 67 готовятся к запуску в текущем году. Отмечу, что, по данным Международной ассоциации газомоторного транспорта (Natural Gas Vehicles Association, NGVA), в 86 странах мира, реализующих программы развития рынка газомоторного топлива, количество АГНКС в 2017 году возросло на 5% по сравнению с 2016 годом. В то же время в России в 2017 году построено на 12% станций больше, чем годом ранее. К 2020 году число объектов газозаправочной инфраструктуры в РФ должно увеличиться почти в два с половиной раза и составить 743 единицы.
Хорошую динамику роста демонстрирует и объем потребления природного газа в качестве моторного топлива: в 2000 году реализовано 82 млн кубометров, в 2013-м — 400 млн кубометров, по итогам 2017 года — 600 млн кубометров. Увеличивается также количество автотехники, работающей на ГМТ. По данным Минтранса России, общее количество автомобилей на ГМТ к 2020 году должно вырасти в 1,7 раза — до 256 тыс. единиц.
Для стимулирования перехода транспорта на ГМТ уже несколько лет действует программа субсидирования из федерального бюджета затрат на приобретение газомоторной техники субъектами РФ, в рамках которой в 2017 году реализовано порядка 3500 транспортных средств. На приобретение автобусов, техники дорожно-коммунальных служб и легковых автомобилей, использующих природный газ, было выделено около пяти миллиардов рублей субсидий, которые составили порядка 30% их полной стоимости. В 50 субъектах Российской Федерации также реализуются региональные программы развития рынка ГМТ, включающие в себя такие мероприятия, как приобретение газобаллонных автомобилей, содействие строительству газозаправочной инфраструктуры, предоставление налоговых льгот и преференций при распределении заказов и маршрутов и т. д. За пять лет реализации региональных программ число автомобилей на газомоторном топливе в нашей стране увеличилось на четверть и превысило 150 тысяч. К 2020 году в целом по стране на газомоторное топливо будет переведено до 50% общественного транспорта и транспорта ЖКХ в городах с населением более миллиона человек. Обсуждается также идея расширения использования ГМТ на автомобилях, принадлежащих предприятиям. В течение этого года утвердить программы перевода служебного транспорта на использование природного газа планируют такие крупные организации, как «Роснефть», «Транснефть», РЖД, «Почта России».
Многие работающие на территории России автомобильные концерны готовы предложить покупателям линейку автомобилей на ГМТ или с гибридным двигателем, который может использовать в качестве топлива как газ, так и бензин. И такая техника становится все более надежной и экономичной. Могу поделиться личным опытом: я регулярно провожу тест-драйв автомобилей на ГМТ, такие модели вполне комфортны в управлении и имеют высокие технические характеристики. В этом убеждается все больше автолюбителей и руководителей предприятий. В связи с тем, что растет спрос, растет и предложение: расширяется линейка техники, работающей на природном газе, — в России это уже порядка 150 моделей. Лидерство по объемам производства и поставки газомоторного транспорта сегодня удерживают крупные концерны — КамАЗ и ГАЗ, за 2017 год эти компании произвели 1000 и 1500 единиц газомоторной техники соответственно. В мае 2017 года к серийному производству двухтопливной версии седана Lada Vesta приступил АвтоВАЗ, всего за прошлый год компания выпустила 600 автомобилей на ГМТ.
Важно, что начиная с прошлого года федеральная программа стимулирования закупок газомоторного транспорта для городских и коммунальных служб была распространена и на производителей легковых машин. Благодаря правительственным субсидиям разница в стоимости между бензиновыми и газомоторными аналогами оказывается для потребителей минимальной. В случае с Lada Vesta CNG она составляет 30 тыс. рублей, в то время как реальная стоимость установки газобаллонного оборудования в три-четыре раза выше — разницу компенсирует государство. И эти 30 тыс. рублей окупаются достаточно быстро. Затраты на производство КПГ гораздо ниже, чем на выпуск топлива из нефтяного сырья: для подготовки природного газа к использованию в качестве моторного топлива не требуется его предварительная переработка, газ транспортируется по трубопроводам напрямую на заправку. Поэтому средняя цена кубометра природного газа в России составляет порядка 14 рублей, а розничная стоимость Аи-95 в среднем по России — более 41 рубля за литр. Вывод очевиден.
К тому же по качеству газомоторное топливо условно соответствует экологическому классу 6, что позволяет увеличить срок службы двигателя автомобиля и моторного масла. Нефтяные виды топлива экологического класса 6 пока выпускает лишь одна компания. Кроме того, для увеличения привлекательности автомобилей на ГМТ обсуждаются такие меры, как льготное автокредитование, предоставление бесплатных парковочных мест.
Многих потребителей также интересует вопрос безопасности. Здесь могу сказать, что согласно «Классификации горючих веществ по степени чувствительности» МЧС России, компримированный природный газ (КПГ) отнесен к самому безопасному, четвертому, классу. Для сравнения: у бензина — третий класс, а у пропан-бутана — второй. К тому же метан легче воздуха и менее токсичен по сравнению с пропан-бутаном. В случае утечки метан улетучивается, а не скапливается в полостях автомобиля и в сооружениях автозаправочных станций, то есть КПГ менее взрыво- и пожароопасен.
Преимущества газомоторного транспорта уже оценили в ряде регионов России. В числе наиболее передовых субъектов по использованию природного газа в качестве моторного топлива можно выделить Республики Татарстан и Башкортостан, Свердловскую область, целый ряд южных регионов — Крым, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовскую и Волгоградскую области. В ближайшей перспективе рассчитываем на успехи в московском регионе. В прошлом году предприятие «Мосавтогаз», которое владеет АГНКС в столице, перешло под оперативный контроль Минэнерго России. Мы надеемся, что это будет способствовать развитию газозаправочной инфраструктуры в регионе. Перспективная задача на 2018–2019 годы — подготовка «Мосавтогаза» к приватизации и приведение в нормативное состояние его имущественного комплекса, а это 20 объектов инфраструктуры ГМТ. Некоторое отставание мы пока наблюдаем на Дальнем Востоке и в Сибири, что во многом связано с отсутствием развитой газотранспортной сети, и здесь мы рассматриваем возможность использования сжиженного природного газа (СПГ) для газомоторного транспорта. Кстати, с 2018 году программа субсидирования будет распространена и на технику, использующую СПГ. Наша задача — поддерживать создание единой газозаправочной сети, формировать необходимую инфраструктуру у основных магистралей на всей территории страны.
Идет постепенный перевод на ГМТ не только автомобильного, но и других видов транспорта — железнодорожного, морского и речного, воздушного, а также техники специального назначения. С 2013 года осуществляется опытная эксплуатация газотурбовоза на Свердловской железной дороге, а также газопоршневых тепловозов на ряде участков железной дороги. «Газпром» совместно с РЖД реализует пилотный проект внедрения газотепловозов и газотурбовозов. К концу 2022 года РЖД планирует расширить парк газомоторных локомотивов до десяти единиц. По оценкам Минтранса России, к этому же сроку ожидается увеличение количества газовых судов морского и речного флота до 14 и шести единиц соответственно.
Использование газомоторной техники положительно зарекомендовало себя и на крупных международных мероприятиях. В 2014 году во время проведения летней Универсиады в Казани большая часть общественных автобусов города была переведена на компримированный газ. Опыт был весьма успешный. Газобаллонная техника также будет использоваться при проведении мероприятий чемпионата мира по футболу 2018 года. Для обслуживания маршрутов спортивных соревнований уже приобретено 694 автобуса на ГМТ, к началу чемпионата их количество должно достигнуть 764 штук. Для обеспечения мероприятий чемпионата будет завершена реконструкция девяти АГНКС — в Москве, Волгоградской и Ростовской областях.
Несмотря на значительные успехи последних лет в развитии рынка газомоторного топлива, сегодня мы находимся в начале пути. Но масштабные цели и задачи в этом направлении вполне реальны и осуществимы. В нашей стране сосредоточены огромные запасы газа — даже большие, чем нефти, а расширение использования природного газа в качестве топлива отвечает приоритетным задачам государства по повышению энергетической эффективности и экологичности. В будущем ГМТ может создать дополнительный спрос на российский газ и даже составить реальную конкуренцию нефтяным видам горючего на внутреннем рынке. Для этого необходимо продолжать поддержку этого направления как на федеральном, так и на региональном уровне, создавая новые стимулы и все более привлекательные условия для участников рынка.