Грустный праздник

12 февраля 2018, 00:00

ТАСС
Наши олимпийцы в Пхенчхане

В южнокорейском Пхенчхане состоялась торжественная церемония открытия XXIII зимних Олимпийских игр. Как и в далеком 1992 году, во время XVI зимней Олимпиады во французском Альбервиле, российские спортсмены вышли не под национальным, а под олимпийским флагом. Четверть века назад, как и сегодня, сильнейшие спортсмены мира были вынуждены идти под нейтральным флагом не по своей вине. Развал СССР за месяц до проведения Олимпиады застал спортивных функционеров врасплох, и было принято решение объединить бывших советских спортсменов в одну сборную под нейтральным олимпийским флагом. Удар, нанесенный по репутации российского спорта многочисленными допинговыми скандалами, продолжавшимися последние три года, для нашего спорта сравним с крупнейшей геополитической катастрофой XX века.

Решением исполкома Международного олимпийского комитета от 5 декабря 2017 года российский Олимпийский комитет был отстранен от Олимпиады, и выступить в Пхенчхане российские атлеты могли лишь по приглашению МОК. По логике, такое решение предусматривало допуск всех наших спортсменов, не уличенных в приеме допинга. Но выяснилось, что многие «чистые» российские атлеты лишены возможности участвовать в XXIII зимних Олимпийских играх. Первого февраля 2018 года Спортивный арбитражный суд (CAS) в Лозанне удовлетворил апелляции 28 пожизненно дисквалифицированных российских спортсменов. Спортсмены оправданы: им должны вернуть отобранные медали и полностью восстановить их право на участие в соревнованиях. Но эти спортсмены не получили допуска на Олимпиаду. Сорок семь российских атлетов обратились в Спортивный арбитражный суд, но тот отказал в допуске всем. «Арбитры CAS пришли к выводу, что процесс создания списка приглашений российских спортсменов для участия в Олимпийских играх, установленный МОК, нельзя назвать санкцией. Это, скорее, решение о проверке соответствия установленным требованиям. Хотя Олимпийский комитет России был отстранен, МОК тем не менее решил предложить отдельным спортсменам возможность участвовать в зимних Олимпийских играх на установленных условиях», — заявил генеральный секретарь CAS Мэтью Риб.

Если запрет «чистым» спортсменам принимать участие в Олимпиаде нельзя назвать санкцией, то решение CAS можно назвать издевательством. МОК, WADA и примкнувший к ним CAS легко понять: в случае допуска сильнейших российских атлетов (победителей прошлой зимней Олимпиады) и их победы в Пхенчхане все эти уважаемые организации оказались бы в сложном положении. На сей раз объяснить победы наших спортсменов допингом не получилось бы, и пришлось бы признавать, что поднятый допинговый скандал был несколько преувеличен. В конечном счете из 500 российских спортсменов, изначально подававших заявку на участие в зимних Олимпийских играх, МОК допустил только 169.

Как известно, у победы много родителей, а поражение всегда сирота. Череда скандалов, превратившая наших олимпийцев из победителей зимней Олимпиады в Сочи 2014 года в изгоев Олимпиады в Пхенчхане 2018-го, безусловно, была спланированной акцией, имеющей геополитический подтекст. Но атака на российский спорт основывалась на конкретных недостатках антидопингового контроля. Зачем давать такие козыри в руки оппонентам? Всем известно, что норвежские лыжники «неизлечимо больны астмой», а прием препаратов против астмы способствует расширению легочных альвеол и насыщению организма кислородом. Но норвежцы обзавелись медицинскими справками, и формальных претензий к ним у WADA возникнуть не может. Противоположный пример — с безобидным сердечным препаратом мельдонием: WADA за полгода предупредило всех спортсменов о его запрете. Российские спортивные чиновники знали, что на фоне идущего допингового скандала к российским спортсменам будет повышенное внимание, но многие продолжили прием препарата, что вызвало новый скандал и нанесло очередной удар по репутации российского спорта. С такими «друзьями» российскому спорту не нужны никакие враги. Хочется верить, что из последних событий будут сделаны правильные выводы и спортом со стороны государства займутся люди, понимающие, что цена одной ошибки крайне высока — престиж всего российского спорта.