Инфляция движется к двум процентам годовых

12 февраля 2018, 00:00

Реальные расходы бюджета сокращаются три года подряд Минфин — крупнейший заемщик России

Инфляция в январе в годовом выражении опустилась до 2,2%, обновив рекордный минимум за всю историю постсоветской России. При рекордно низкой инфляции наблюдается значительный разброс в динамике цен на отдельные товары и услуги. Особенно велик разброс внутри продовольственной группы товаров. Если еда в целом подорожала за год всего на полпроцента, то сливочное масло, скажем, стало дороже на 7,8%, а рыба — на 3,7%. На другом полюсе — сильно подешевевшие яйца (–13,7%) и сахар (–22,5%). В группе непродовольственных товаров стоит отметить дефляцию телерадиотоваров (подешевели на 1,8%) и медикаментов (–4%); в то же время сильно подорожал автомобильный бензин (на 6,9%). Тревожит существенное удорожание ряда услуг, прежде всего тех, которые мы никак не разучимся по старинке считать бесплатными: образовательные услуги подорожали на 7,5%, медицинские — на 5%. Чуть медленнее росли в цене услуги пассажирского транспорта (3,5%) и тарифы ЖКХ (4,3%).

Сохранение нисходящего инфляционного тренда вкупе со слабыми итогами четвертого квартала в реальном секторе экономики заставили ЦБ вновь снизить ключевую ставку — в прошлую пятницу она была опущена на 25 базисных пунктов, до 7,5% годовых. В то же время реальный, с поправкой на инфляцию, уровень ключевой ставки сохраняется на экстремально высоком уровне, превышая 5% годовых. В прошлом году председатель ЦБ Эльвира Набиуллина указывала на среднесрочно нормальный уровень реальной ключевой ставки 2–3% годовых, однако, как видим, движение к этой цели происходит небыстро.

Товарные экспорт и импорт по итогам прошлого года существенно выросли по стоимости: экспорт на четверть, импорт — чуть меньше. В результате внешнеторговое сальдо РФ увеличилось с 90 млрд долларов до 115 млрд. Профицит счета текущих операций, согласно первой оценке ЦБ, превысил 40 млрд долларов (2,5% ВВП против 2,0% в 2016-м).

Рост экспорта в энергетической части определялся главным образом ценовым фактором (среднегодовая цена нефти Urals составила 53,03 доллара за баррель против 41,9 доллара в 2016 году). Сохранился небольшой прирост физического объема несырьевого неэнергетического экспорта.

Основным источником роста импорта стала машиностроительная продукция, где после некоторой паузы возобновился рост закупок механического оборудования в ноябре–декабре, а также ускорился ввоз средств наземного транспорта. Рост импорта отражает, с одной стороны, постепенное восстановление частного спроса, а с другой — слабость процесса импортозамещения.

В 2017 году доходы федерального бюджета по сравнению с 2016-м заметно выросли. В отношении к ВВП их доля составила 16,4%, что на 0,7 процентного пункта (п. п.) превышает уровень 2016 года (см. график). Наибольший вклад в этот рост внесли нефтегазовые доходы. Средняя цена барреля нефти марки Urals за 2016 год составила лишь 42 доллара, в 2017-м она выросла до 53,4 доллара. В результате нефтегазовые доходы страны выросли на 23%, а их доля в общем объеме доходов за 2017 год составила 39,6%.

Практически не изменившись в сравнении с 2016 годом по номиналу, расходы федерального бюджета как доля в ВВП сократились на 1,3 п. п., до 17,85%. В реальном выражении расходы федерального бюджета уменьшились по сравнению с 2016 годом на 3,6%, а за три последних года бюджетной консолидации накопленное снижение, по оценке Центра развития НИУ ВШЭ, достигло уже 14%.

Дефицит федерального бюджета в 2017 году составил 1,3 трлн рублей, или 1,45% ВВП. Источниками финансирования бюджетного дефицита стали средства с внутреннего рынка заимствований (чистый приток средств с этого рынка составил около 1,1 трлн рублей). Далее, для финансирования дефицита Пенсионного фонда РФ было привлечено 617 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Для обеспечения сбалансированности федерального бюджета из Резервного фонда был привлечен один триллион рублей, и в начале 2018-го этот фонд прекратил существование.

Привлечение средств ФНБ и Резервного фонда в 2017 году позволило Минфину профинансировать часть бюджетного дефицита — приобрести валюту примерно на 14 млрд долларов и увеличить остатки на счетах (по оценке Центра развития, на 0,45 трлн рублей); так что некоторые резервы помимо ФНБ у Минфина есть.