В секторе производства чипов разыгрались нешуточные страсти. Ставки поднялись до полутора сотен миллиардов долларов. В результате слияния сингапурской Broadcom и американской Qualcomm мог бы возникнуть абсолютный лидер на рынке чипов. Но американский производитель полупроводников Qualcomm в очередной раз отказался от предложения своего конкурента Broadcom, который собирался купить все акции Qualcomm по цене 82 доллара за штуку. Общая сумма сделки составила бы 121 млрд долларов — это рекорд для рынка новых технологий. И все же совет директоров Qualcomm решил, что Broadcom недооценивает их компанию. Тем не менее Qualcomm предложила конкуренту провести встречу, чтобы обсудить цену и условия. Глава Broadcom Хок Тан на встречу согласился, но подчеркнул, что предложение было «лучшим и финальным». По его словам, такая цена устраивала многих держателей акций Qualcomm.
Broadcom делала конкуренту предложение уже в третий раз. Ранее она предлагала заплатить по 70 долларов за акцию Qualcomm (60 долларов деньгами, остальное — своими акциями). Тогда инвесторы Qualcomm гордо отказались, заявив, что потенциальная сделка была бы приемлемой, если бы каждая акция стоила по крайней мере 80 долларов.
В Broadcom рассчитывали, что Qualcomm не сможет устоять перед новым предложением, поскольку испытывает трудности. Компания оказалась втянутой в череду судебных разбирательств с Apple, а за последние полгода успела получить три многомиллионных штрафа за ограничение конкуренции на рынке — от Еврокомиссии, властей Тайваня и Южной Кореи.
Отчасти причина проблем компании кроется в структуре ее бизнеса. Во-первых, Qualcomm производит микропроцессоры и беспроводные модемы для мобильных устройств. Компания известна прежде всего благодаря SoC (системам на кристалле) Snapdragon, которые есть практически в каждом уважающем себя смартфоне, работающем на Android (за исключением некоторых смартфонов Samsung). Продажи полупроводниковой продукции в 2017 году принесли Qualcomm доход в размере 17 млрд долларов, а прибыль от продажи микрочипов до вычета налогов составила 2,7 млрд долларов. По сравнению с лидерами рынка это не так много: доход Samsung Electronics от продажи микрочипов составил 61,2 млрд долларов.
Во-вторых, Qualcomm получает роялти за множество патентов на различные мобильные технологии. Эта часть бизнеса более прибыльная (прибыль до вычета налогов в 2017 году составила 5,2 млрд долларов), но и более спорная: именно вопрос роялти вызвал конфликт между Apple и Qualcomm. Лицензионный бизнес Qualcomm, несмотря на всю его прибыльность, смущает Broadcom: в компании считают, что такая бизнес-модель устарела и вызывает конфликты с клиентами. По данным Bloomberg, Broadcom даже собиралась закрыть лицензионное подразделение Qualcomm, если бы компанию удалось приобрести.
Гиганты против
Потенциальная сделка между Broadcom и Qualcomm сразу же вызвала негативную реакцию у ряда IT-гигантов. Против слияния компаний выступили американские Microsoft и Google, а также китайские Xiaomi, OPPO и Vivo.
Американские компании опасались, что Qualcomm как часть Broadcom могла свернуть свои инновационные разработки. Broadcom славится умением сокращать расходы компаний, которые приобретает, и Microsoft и Google сочли, что в случае с Qualcomm сократились бы как раз расходы на научные исследования и развитие новых технологий. А это стало бы угрозой бизнесу самих Microsoft и Google, которые сотрудничают c Qualcomm. Для Microsoft чипмейкер создает чипсеты на архитектуре ARM, а для Google разрабатывает SoC, способные конкурировать с микропроцессорами iPhone. Волнуются американские IT-гиганты и за судьбу инвестиций Qualcomm в технологии 5G: если финансовая поддержка ослабнет, появление мобильных устройств нового поколения придется отложить.
Китайские компании больше беспокоит честная конкуренция на рынке. Китай надеется отвоевать у США рынок микрочипов, а с объединением Qualcomm и Broadcom Америка только усилит свои позиции. Поэтому китайцы стараются убедить Qualcomm не соглашаться на сделку ни в коем случае — даже обещают закупить у Qualcomm радиочастотные компоненты на два миллиарда долларов. Контракты еще не заключены, но соответствующие меморандумы уже подписаны.
А вот Apple, наоборот, заинтересована в сделке Qualcomm и Broadcom. Производитель iPhone сотрудничает с обеими компаниями, но с Qualcomm отношения в последнее время ухудшились. Apple считает несправедливой лицензионную политику Qualcomm, когда роялти рассчитываются исходя из стоимости устройства, то есть на дорогих iPhone Qualcomm неплохо зарабатывает. Но возможное объединение компаний позволило Apple надеяться, что Broadcom уладит все разногласия и заставит Qualcomm прекратить поборы.
Более того, Qualcomm планирует приобрести нидерландскую NXP Semiconductors, то есть объединиться в итоге могли не две, а три компании. Это еще больше понравилось бы Apple: NXP — крупнейший в мире производитель чипов для автомобилей, ценный потенциальный партнер для секретных разработок Apple в области беспилотного транспорта.
Критическая отрасль
Рынок полупроводников продолжает расти уже несколько десятилетий: по данным Gartner, в прошлом году глобальные продажи микрочипов выросли на 22% и достигли рекордной суммы — 419,7 млрд долларов. Во многом рост обусловили чипы памяти, цены на которые увеличились из-за нехватки предложения на рынке. Это позволило южнокорейской Samsung Electronics, крупнейшему производителю чипов памяти, отвоевать лидерство на рынке полупроводников у американской Intel, которая занимала первое место среди производителей микрочипов с 1992 года. В 2017-м доход Intel от продаж чипов составил 57,7 млрд долларов, а доход Samsung — 61,2 млрд.
Это действительно знаковое событие, но у лидерства Samsung непрочный фундамент. Цены на чипы памяти, скорее всего, снизятся уже в 2018 году, поскольку Китай, почуяв привлекательную нишу рынка, резко увеличил производство таких чипов. Так что сверхприбыльности чипов памяти, в прошлом году обеспечивших две трети всех доходов от полупроводников, скоро подойдет конец.
И тем не менее у американских компаний есть повод для беспокойства. Американцы подчеркивают, что полупроводниковая промышленность критически важна и должна оставаться одной из главных сфер, где страна имеет превосходство. Сделка Broadcom и Qualcomm сыграла бы на руку американцам — в топ-10 появился бы новый супергигант американского происхождения.
Пока что в микроэлектронике США — яркий лидер, но конкуренция среди мировых производителей растет, стремительно усиливается и научно-исследовательский потенциал Китая. США официально признают, что рост полупроводниковой промышленности Китая всерьез угрожает их лидерству. Во многом США сами виноваты в усилении китайской микроэлектроники: частично производство американских чипов перенесено в Китай (трудно удержаться от использования такой дешевой рабочей силы). И только стратегически важные разработки (например, чип Intel X86) американцы запретили производить на китайских заводах.
Фактически полупроводники — это столп, на котором строится все современное информационное общество. Уже несколько лет США пытаются не сдать позиции. Ведущие отраслевые гиганты страны, включая Qualcomm, заинтересованы в дальнейшем распространении цифровых устройств — эра интернета вещей, безусловно, станет мощнейшим драйвером роста полупроводниковой отрасли. Однако для США важно не растерять технологическое лидерство до этого момента. Иначе цифровой век, в котором США стремятся лидировать и зарабатывать, может оказаться ловушкой для американцев.