Коррекция американского фондового рынка, начавшаяся в конце января, перешла в резкий обвал. Котировки основных американских индексов показали серьезное падение: в частности, Dow Jones снизился на символические 666 пунктов в ходе торгов понедельника и еще на 1032 пункта — в четверг 8 февраля. На момент отправки этого номера в печать торги в Америке еще не открылись, но азиатские рынки летели в пропасть и были основания ожидать дальнейшего падения и рынков США.
Это самое серьезное снижение с момента прошлого кризиса, когда в ноябре 2008-го индекс DJ потерял 1874 пункта, и девятый обвал подобного масштаба вообще за всю историю индекса. NASDAQ и S&P 500 с понедельника по четверг ушли вниз на 6,6 и 6,56% соответственно. Мировые рынки тоже значительно снизились: так, китайский Shangkhai Composite грохнулся на 9,6%, а российский индекс Мосбиржи — на 3,5%. По данным агентства Bloomberg, только за понедельник богатейшие люди мира потеряли 114 млрд долларов.
Причиной обвала зарубежные эксперты называют перегретость американского рынка, который переживает c начала года взрывной рост, постоянно обновляя рекорды (и вообще растет без остановок десять лет подряд), и вызванный этим страх игроков. «Продолжающееся падение акций и рост доходности бондов подпитываются ожиданиями роста инфляции на фоне выросших выше ожиданий зарплат. Это вызывает опасения, что ставка ФРС в этом году будет поднята более чем в три раза», — комментирует старший стратег по инвестициям американской инвестиционной компании Prudential International Investments Advisers Джон Правин. Соответственно, растущие доходности американских гособлигаций манят инвесторов и заставляют их выходить из акций. Совсем недавно (см. «Надулись на кредитах», «Эксперт» № 6 за 2018 год) мы писали, что пузырь американских бумаг готов вот-вот лопнуть. И теперь можем наблюдать, как внезапно закончилась эйфория на американских рынках.
Спровоцировать распродажи акций крупнейших компаний могла еще и налоговая реформа президента США Дональда Трампа. В то время как основная ставка налога снижается до 21%, возможность компаний, в первую очередь международных, управлять своими убытками и кредитной политикой ограничивается. Проще говоря, реформа Трампа затрудняет уход от налогов за счет перевода прибыли в более мягкие налоговые юрисдикции, а заодно и использование налоговых льгот. В итоге целый ряд американских компаний с международным присутствием получает не снижение налогового бремени, а его повышение. В частности, среди таких компаний оказались General Electrics и IBM. Попавшим в такое положение компаниям придется пересматривать прогнозы своей прибыли, что сделает их бумаги менее привлекательными.
Дейми Миллер, финдиректор General Electrics, тем не менее отметила, что по-прежнему считает налоговую реформу хорошей идеей для американского бизнеса, даже в том случае, если на ее компанию она окажет неблагоприятное влияние.
Кстати, часть специалистов считает, что нынешнее падение акций — дело «рук» автоматических торговых систем. По словам Пьера Куррана, главы отдела торговли в британской трейдинговой компании Amplify Trading, эти системы запрограммированы на определенную реакцию, например продавать при падении индекса ниже определенной величины. А так как автоматические торговые системы весьма распространены, их влияние может быть значительным. «И если они одновременно продают, это и будет приводить к дальнейшему падению», — говорит г-н Курран.
Если провести линию исторического тренда (см. график), то легко увидеть, что американский рынок может обрушиться втрое, однако вряд ли это произойдет: у американской финансовой системы есть испытанные способы не допускать таких катастрофических вещей. А вот падение до 2250 по S&P 500 мы вполне можем увидеть, и это немного охладит рынки. После этого американские акции имеют шанс войти в длинный боковик — без падений, но и без особого роста.