Войдя в хостел Netizen, попадаешь в большое пространство, разделенное условными стенками-перегородками на отдельные зоны, где гости могут сидеть в интернете, посмотреть фильм, перекусить с друзьями или углубиться в собственные мысли на угловом диване у окна. Здесь нет традиционного строгого ресепшн — стойка регистрации напоминает современное придорожное кафе, где персонал — молодые люди в неформальной одежде и с такой же манерой общения. У них можно купить упаковку фисташек или кофе с сэндвичем. Внутренняя скованность от ожидания увидеть куда более мрачную картину в недорогом заведении подобного рода мгновенно улетучивается. «Мы — это не то, что ожидают увидеть люди, приходя в хостел, мы современные и красивые», — успокаивает, замечая мою реакцию, Юлия Целыковская, региональный директор по продажам и маркетингу Netizen Group (Netizen — контаминация английских слов net — «сеть» и citizen — «городской житель»).
Первый отель Netizen компания запустила в Москве в 2015 году. Второй, Netizen Saint Petersburg Centre, на днях открылся в центре Санкт-Петербурга. Решение разместить второй отель именно в Петербурге было обусловлено несколькими причинами: во-первых, отель в Москве показал хорошие результаты работы. Во-вторых, в Санкт-Петербурге этим летом пройдут матчи чемпионата мира по футболу, что привлечет серьезный поток туристов. И наконец, в целом иностранцы, приезжающих в Россию, часто останавливаются и в Москве, и в Санкт-Петербурге — туроператорам будет удобно размещать группу в отелях одной сети.
Эффективное зонирование
Новый отель в два раза меньше своего предшественника — 128 мест в Петербурге против 246 в Москве. Но в обоих городах компания развивает гибридный отель-хостел — новый формат на гостиничном рынке, который совмещает в себе черты гостиницы и хостела. Его бизнес-концепция строится на возможности привлекать широкий круг постояльцев и оптимизации издержек как на этапе создания объекта, так и в ходе его эксплуатации. Например, для обычных хостелов характерны многоместные номера-дормы, где можно разместить большое число гостей, в том числе за счет использования двухъярусных кроватей. Традиционные отели предоставляют обособленные номера с ограничением по числу проживающих. Концепция Netizen подразумевает и традиционные гостиничные номера, и многоместные дормы, причем на дормы приходится большая часть мест: в Москве из 246 мест 204 в дормах, в Петербурге из 128 — 93 в дормах. Остальное — традиционные двухместные номера. Самые востребованные среди посетителей — 14-местные дормы: благодаря невысокой цене (от 600 до 900 рублей) спрос на них стабильный, среднегодовая загрузка достигает 85–90%. «Все форматы дополняют друг друга. Бывают периоды, когда лучше продаются традиционные номера (новогодние праздники, лето), а случается, что дормы заполнены, а номера — нет. Мы предлагаем рынку расширенную линейку — спрос есть на все», — говорит Юлия Целыковская. С точки зрения эффективности это позволяет оптимизировать строительные и операционные затраты: меньше санузлов, дверей, стен, меньше затрат на персонал, эксплуатацию и т. д.
Традиционное для гостиниц лобби в гибридном отеле превращается в многофункциональный центр: большое пространство визуально разделено формальными перегородками на секторы: регистрация гостей, отдых, работа, место для перекуса. «Большая часть наших гостей совмещает отдых, путешествие и работу. Им нужно место, где они смогли бы комфортно работать и общаться. Для нас в этой зоне есть как минимум две возможности зарабатывать постоянно — круглосуточный бар с едой и напитками, митинг-рум и коворкинг-зона, которые могут сдаваться в аренду», — рассказывает Юлия Целыковская. Создание такого универсального лобби дополнительно оптимизирует затраты инвестора, поскольку такой вариант дешевле, чем отдельные комнаты и объекты для проведения досуга.
Netizen работает в высшей ценовой категории на рынке хостелов. В Москве разброс цен — от 700 до 2150 рублей с человека в дормах и двухместном номере соответственно; в Петербурге цены ниже, несмотря на то что там отель находится в центре города: от 600 до 1250 рублей. Такая ценовая политика Netizen Group связана с тем, что компания ориентируются на создание доступного хостела, предоставляющего при этом качественные базовые услуги и широкий спектр дополнительных услуг. Базовые услуги и сервис — как в обычной гостинице. Важная составляющая — система безопасности и контроля, видеонаблюдение, доступ в номера по электронным ключам. В номере рядом с каждой кроватью свой шкаф с замком, есть и камеры хранения с видеонаблюдением и электронным замком. Все это позволяет персоналу следить за порядком и снижает вероятность краж. Но в номерах хостела не найти ковра, халатов, телефона и телевизора, меню здесь тоже нет, вместо ресторана и рум-сервиса — круглосуточный бар, где всегда можно перекусить салатами, блинами, роллами, кексами и шоколадом. «Зачем переплачивать за сервисы, которые не нужны?» — комментирует Юлия Целыковская. Ряд услуг компания предлагает за дополнительную плату: халаты, гигиенические и косметические наборы, даже тапочки резиновые можно купить на ресепшн. Там же можно заказать завтрак или бизнес ланч. Завтрак — шведский стол с простым меню: овсяная каша, мюсли, тосты, джем, масло, вареные яйца, сосиски и напитки — обойдется в 250 рублей, а бизнес-ланч — в 350. Отель готов предложить сервис по визовой поддержке, помочь с трансфером, есть даже специальный сотрудник, который помогает гостям организовывать досуг и за пределами отеля. В отеле можно постирать и погладить одежду — стирка обойдется в 150 рублей, дополнительная смена постельного белья стоит 250 рублей. На территории отеля работает бесплатный интернет, а если нет своего гаджета, его вам дадут в аренду. Для гостей такой многофункциональный подход очень удобен — им не приходится переплачивать за услуги, в которых они не нуждаются, но при этом они могут получить необходимую услугу за невысокую плату. По опыту московского хостела Netizen наибольшим спросом пользуются сервис визовой поддержки, стирка и бар, включая завтрак и ланч.
Затраты на интерьер в номерах также оптимизированы — например, в номерах установлены железные двухэтажные кровати, и на них нет штор. Срок службы железной кровати намного дольше, чем у деревянной, она не скрипит и не расшатывается. «Если висит штора, некоторые гости, условно, считают возможным вытереть об нее руки, а это дополнительные расходы на стирку», — рассказывает Юлия Целыковская. Чтобы избежать этих расходов, компания сделала деревянную перегородку на уровне подушки — небольшая изоляция между кроватями есть.
Есть и небольшие отличия между московским и питерским отелями. Например, в московских номерах нет телевизора — он размещен в общей зоне. «Люди больше времени проводят в общественной зоне, больше общаются и приносят доход в бар», — объясняет Юлия Целыковская. В Петербурге телевизоры в номерах есть — это связано с тем, что хостел там в два раза меньше и общая зона не такая большая. В Москве отсутствует гостевая кухня — в ней нет острой необходимости, столичный хостел находится в бизнес-центре, в шаговой доступности от кафе, ресторанов и магазинов. Для гостей есть микроволновка, где они, например, всегда могут разогреть бутерброд. В Петербурге несколько иная ситуация: рядом есть кафе, но не в одном здании с хостелом, поэтому для удобства постояльцев была сделана небольшая гостевая кухня. Чтобы избежать проблем с кухонными запахами, здесь нет плит, но есть микроволновки, холодильники, чайники, посуда и рабочая зона. Отличаются отели и дизайном — в Москве он молодежный, урбанистический, а в Питере — более классический.
В хостелах останавливаются все категории гостей: индивидуалы, иностранцы, корпоративные клиенты, большие группы, постоянные клиенты. «Гости хостелов живут в них долго, это хорошая альтернатива съемной квартире. Главное, чтобы рядом с хостелом было метро, а дальше важны хороший сервис, цена и безопасность — охрана, видеонаблюдение, фильтр гостей, система замков», — считает Анастасия Крумина, генеральный менеджер отеля Courtyard by Marriott Irkutsk City Center.
Корпоративные клиенты в Netizen составляют около 30% гостей, постоянные — 15%. Постоянные клиенты — те, кто приехал в Москву на неопределенный срок, поэтому снимать квартиру им неудобно — нужно самому убирать и готовить. Отель решает эту проблему.
«В формате гибрид-отеля есть много плюсов: расширение предложения, привлечение разных категорий гостей и, самое главное, больший уровень доходности на квадратный метр площади», — рассказала «Эксперту» Евгения Дженкинс, генеральный директор Netizen Group. По данным компании, доходность Netizen в Москве за 2017 год по валовой прибыли составила порядка 15 тыс. рублей на квадратный метр, а по выручке — около 36 тыс. Если брать выручку, это в разы меньше, чем зарабатывают обычные отели, однако за счет более низких издержек доля прибыли в выручке у хостелов может быть выше. «Обычно в хостелах выручка с одного места составляет от 500 до 700 рублей в день за место при стопроцентной загрузке. Если доход по выручке с одного квадратного метра составляет 36 тысяч рублей в год, это значит, что одно место приносит около 400 рублей в день (36 000 разделить на 365 дней в году и умножить на четыре квадратных метра на человека. — “Эксперт”). В принципе, это соответствует нормальному уровню доходности при годовой загрузке хостела в 60–70 процентов», — комментирует генеральный директор гостиничной сети Cronwell Алексей Мусакин.
Места хватит всем
Рынок бюджетных отелей и хостелов Петербурга и Москвы разнообразен, и формат гибридных хостелов здесь не в новинку. Для них характерен набор базовых услуг, минималистский дизайн, бюджетные цены. «Эта ниша относительно свободна. Выиграет тот, кто превратит эту идею в качественный, современный продукт с сервисом, дизайном, вкусной едой. Netizen — один из первых хостелов, который близок к высокому качеству, яркий и необычный. Таких отелей пока мало в этом ценовом сегменте», — считает Анастасия Крумина.
Основной критерий при выборе гостями размещения — цены. В сопоставимых хостелах они примерно на одном уровне. Например, в хостеле «Фасоль» очень привлекательны цены и расположение — самый центр Москвы, Чистые пруды. Цены — от 700 рублей при размещении в восьмиместной дорме и до 1150 — в двухместном номере. В хостеле интересный дизайн, предлагаются дополнительные услуги, в числе которых бесплатные напитки и хранение багажа. Есть и собственный трансфер.
В хостеле «Привет» (расположен в районе метро «Курская») цены начинаются с 500 рублей за место в дорме на семь человек; дороже всего там двухместный комфортный номер — 1500 рублей с человека. В каждом номере есть кондиционер, телевизор, полотенце. Правда, дизайн здесь совсем простой.
Большинство хостелов несетевые, количество мест в дормах не превышает восьми–десяти, а чаще и того меньше. Из сетевых проектов можно отметить интересную сеть «Артист» в Москве. В ней 11 хостелов, все они небольшие, разброс цен от 700 до 2000 рублей за место в дорме и двухместном номере соответственно. Большая часть хостелов расположена в центре Москвы.
Есть отдельная категория хостелов, которые работают в премиальном сегменте. Например, несколько таких хостелов есть в небоскребах «Москва Сити». Как правило, это совсем небольшие хостелы, которые располагают как многоместными дормами, так и традиционными номерами. Впечатляет стильный интересный дизайн, современная техника, а также цены выше рыночных: например, в хостеле High Level Hostel в дорме на шесть мест можно остановиться за тысячу рублей. «Хостел — это приключение, а не ночевка. Некоторые бюджетные хостелы и отели скатываются в качестве до общежития, потому что продают ночевку, а нужно продавать атмосферу и впечатление», — считает Анастасия Крумина.
Следующий — Будапешт
В планах Netizen Group — открывать по два гибрид-отеля в год. Летом 2018-го откроется третий хостел сети в Будапеште, рассчитанный на 400 мест. «Для нашего формата важно открываться в большом городе с большой проходимостью, не только туристической направленности, чтобы не в сезон спрос был со стороны регионального и местного населения. Такие возможности мы видим в нашей стране пока что в Москве и Петербурге. Поэтому решили выйти в Европу, где спрос на такой формат, как наш, бурно растет», — объясняет Юлия Целыковская.
Хостел в Будапеште обойдется компании дороже предыдущих — только на покупку здания Netizen Group потратила три миллиона евро. Для сравнения: общий размер инвестиции в Санкт-Петербурге составил 150 млн рублей; помимо приобретения здания в эту сумму вошли расходы на изменение планировки, дизайн, приобретение мебели и техники, персонал. В Москве инвестиции оказалась и того меньше — 80 млн рублей, поскольку здание под хостел взяли в аренду. Компания открывает отели в нежилых зданиях, которые построены именно под гостиничный сектор. «Последние нескольких лет встает вопрос о законности существования гостиниц в жилом фонде. И есть риски, что такие хостелы будут закрываться», — говорит Юлия Целыковская.
По оценкe Алексея Мусакина, окупаемость гостиничного проекта такого формата составляет от четырех-пяти лет при отсутствии инвестиций в покупку недвижимости и до восьми лет, если такие инвестиции были. Эти сроки все равно меньше, чем у обычных гостиниц, за счет более упрощенной инфраструктуры и, как следствие, меньшего количества операционных затрат на обслуживание объектов.