В банковской системе нарастает профицит ликвидности

19 февраля 2018, 00:00

Депозитные ставки снижаются медленнее, чем инфляция Рубль ослабил нефтяной «поводок»

Темпы роста объема банковских активов второй год подряд отстают от темпов экономического развития страны в целом. В 2017 году номинальный объем активов вырос меньше, чем ВВП в номинальном выражении. В результате среднегодовое значение активов по отношению к ВВП опустилось до 90% против локального максимума 2015 года (96,5%).

За 2017 год активы банков выросли на 9%, кредиты населению — на 13,2%, кредиты корпорациям — на 3,7%, что заметно превысило результаты 2016 года. ЦБ в своих комментариях отмечает заметную активизацию розничного кредитования на фоне все более отчетливых признаков перехода населения к потребительской модели поведения, что может выступить фактором повышения инфляционного давления в обозримой перспективе.

Наблюдаемый восходящий тренд в динамике кредитования, по мнению регулятора, является отражением смягчения денежно-кредитных условий и может продолжиться в 2018 году с учетом временных лагов в трансмиссии денежно-кредитной политики Банка России. Этот фактор отражает вероятное незначительное повышение инфляционного давления в ближайшие кварталы с пониженного в настоящее время уровня.

Объем эмитированных корпоративных облигаций в 2017 году показал двузначные темпы роста — 21,3%. В значительной степени это стало следствием более низких ставок по корпоративным облигациям по сравнению со ставками банковских кредитов для части корпоративных заемщиков.

Сокращение валютной задолженности объясняется возвратом валютных кредитов, полученных крупными корпорациями два-три года назад для рефинансирования внешней задолженности. С начала 2015 года, когда для российских предприятий закрылся зарубежный финансовый рынок, многие корпоративные заемщики были вынуждены брать валютные кредиты в российских банках для выплаты внешних долгов. Этот процесс шел настолько интенсивно, что Банк России активизировал выдачу валютных же кредитов российским банкам, чтобы поддержать рефинансирование крупных корпоративных заемщиков. К настоящему моменту валютная задолженность банков перед Банком России практически полностью погашена, произошло и соответствующее сокращение валютных кредитов банков корпоративным заемщикам.

Удельный профицит ликвидности в банковской системе нарастает и приближается к рекордным за последние десять лет значениям. Нетто-кредиты банков Центральному банку к концу января достигли 4% привлеченных средств банковского сектора. Больше было только в конце 2010 года — около 5%. Такая ситуация свидетельствует о значительном потенциале расширения кредитования экономики банками, который по разным причинам не может реализоваться. Ключевые причины — закредитованность многих отраслей и крупнейших заемщиков, с одной стороны, и перегруженность плохими долгами и дефицит капитала у ряда крупных банков-кредиторов — с другой.

В результате санации крупнейших банков резко ухудшился финансовый результат банковского сектора. Если до осени 2017-го совокупная прибыль банковского сектора заметно превосходила траекторию предшествующего года (уже по итогам августа прибыль была больше, чем за 2016 год), то выявление некачественных активов в крупнейших банках привело к необходимости сформировать значительный объем дополнительных резервов, что резко обрушило банковскую прибыль, которая по итогам 2017 года оказалась гораздо ниже, чем в 2016-м.

Максимальная процентная ставка по вкладам в рублях десяти кредитных организаций, привлекающих наибольший объем депозитов физических лиц, в первой декаде февраля впервые опустилась ниже 7% годовых. Однако на фоне инфляции в 2,2% реальные депозитные ставки крайне велики, что определяет устойчивый тренд на снижение номинальных депозитных ставок, по крайней мере на горизонте одного-полутора лет.

Мировая цена на нефть российского экспортного сорта Urals в январе достигла 68,46 доллара за баррель, увеличившись по отношению к январю 2017-го на 29%. Между тем за аналогичный период обменный курс рубля укрепился по отношению к доллару США меньше чем на 7%. Ослабление корреляции между динамикой курса рубля и ценой нефти наметилось еще в 2016 году и становится все более выраженным по мере структурных изменений в платежном балансе.

При этом рублевая цена нефти вернулась на сверхкомфортный для бюджета уровень, превысив в январе этого года в 3850 рублей за баррель. Сохранение такой ситуации обеспечит наличие определенных бюджетных резервов в первом полугодии, которые могут пригодиться для финансовой поддержки знаковых решений нового кабинета министров, который будет сформирован избранным в марте президентом РФ.