В статье «О чем забыли внуки ГОЭЛРО» (см. «Эксперт» № 7 за 2018 год) автор сравнивает государственную программу строительства новой генерирующей мощности, реализованную в 2009–2017 годах (ДПМ), с ГОЭЛРО. Это сравнение, безусловно, лестно для всех, кто реализовал ДПМ, но, на наш взгляд, не вполне корректно.
План ГОЭЛРО был не только планом развития одной отрасли — энергетики, он стал основой всей экономики страны и сделал возможной индустриализацию. В нем предусматривалось строительство промышленных предприятий, обеспечивающих эти стройки, а также опережающее развитие электроэнергетики на основе наилучших доступных технологий, включая не только генерацию, но и сети. Все это привело к освоению территорий и появлению новых промышленных районов страны. Благодаря реализации плана ГОЭЛРО удалось осуществить так называемую вторую волну индустриализации**, которая пришлась примерно на 1928–1940 годы.
Программа ДПМ была не столь масштабной и не являлась основой для новой индустриализации — она решала задачу обеспечения прогнозируемого роста спроса на электроэнергию в крупных городах и энергетических узлах, затронув строительство и обновление примерно 10% установленной генерирующей мощности страны.
В таком масштабе программа ДПМ не могла оказать определяющее влияние на конечную цену энергии (она вообще никак не повлияла на цену!) и повсеместное появление так называемой распределенной генерации. По нашему мнению, главная причина этого — несогласованность потребностей производств и схем развития сетей передачи электроэнергии, что и привело к высоким розничным ценам для промышленности, которые стимулировали развитие локальных решений. Не стоит забывать и настоящий прорыв в удешевлении технологических решений «под ключ» для собственной генерации у потребителей.
Для большой энергетики ДПМ был необходимым решением и стал практическим и полностью реализованным планом перехода на современную парогазовую технологию сжигания топлива.
Решения для городов
По мнению экспертного сообщества, которое мы разделяем, в настоящее время Россия стоит на пороге новой волны индустриализации, главным в которой станет развитие крупных городов. Численность городского населения ежегодно увеличивается, половина ВВП мира создается в 380 городах, а тренд на концентрацию ресурсов в мегаполисах будет только нарастать***. России предстоит ликвидировать инфраструктурное отставание, также участвуя в этом процессе.
Развитие городов зависит от состояния их инфраструктуры, в том числе энергетики. Городская энергетика в России и схожих по климату скандинавских странах — это преимущественно теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), производящие одновременно несколько продуктов: электроэнергию, отопление, горячую воду и холод. Производить все на одном объекте удобно и дешево.
Анализ показывает, что большинство действующих ТЭЦ были введены в эксплуатацию в 70-е и 80-е годы XX века. В ближайшие десять лет они полностью выработают свой ресурс и должны быть либо выведены из эксплуатации, либо модернизированы (см. график 1). Такие ТЭЦ в основном используют технологию паросилового цикла. Мы считаем, что для обеспечения устойчивого развития городов в программе модернизации энергетических мощностей, разрабатываемой Минэнерго России, необходимо предусмотреть не только первоочередную модернизацию ТЭЦ, но и одновременный переход к парогазовой технологии.
Обновление паросиловых агрегатов с надстройкой газотурбинными установками приведет к эффекту возникновения и роста спроса на высокотехнологичное газотурбинное оборудование и его локализацию в России, а также создаст условия для сглаживания последствий роста цен на природный газ на внутреннем рынке в случае осуществления такого сценария.
Выбор технологии при модернизации ТЭЦ должен определяться годовым графиком продолжительности тепловых нагрузок (см. график 2) — модернизация по технологии парогазового цикла экономически оправданна при круглогодичной постоянной нагрузке горячего водоснабжения. Паросиловая технология обеспечит сезонную нагрузку отопления и вентиляции, а котельные — пиков потребления в самые холодные дни года.
Такая компоновка источников теплоснабжения в тепловой схеме города создает наименьшую стоимость энергии для потребителя по совокупным издержкам за весь срок эксплуатации.
Рынок только начинается
В современной тепловой схеме города ТЭЦ не единственный, хотя и принципиально важный элемент. Другие важнейшие элементы системы централизованного теплоснабжения — тепловые сети и клиентская инфраструктура (индивидуальные тепловые пункты, автоматизированный учет). Решающее значение имеет организация рынка теплоснабжения и правила, позволяющие его участникам окупать инвестиции. Инвестиционный потенциал в этой сфере гораздо больше, чем в секторе производства энергии, но его реализации препятствует отсутствие цивилизованного рынка, который находится лишь на стадии формирования.
Принятые в 2017 году изменения в закон о теплоснабжении — первый шаг к организации рынка. Впервые в теплоснабжении установлен принцип ценообразования, который делает законным и возможным возврат инвестиций. Муниципальные образования по согласованию с субъектом федерации уже с 2019 года смогут перейти на новую модель.
Нам представляется, что необходимо синхронизировать планы развития ТЭЦ и всех элементов системы теплоснабжения в городах, которые дадут импульс к комплексному развитию инженерной инфраструктуры городских агломераций. Такая программа по своему масштабу и значимости уже может претендовать на звание нового ГОЭЛРО.
**См. например, лекцию «Три догоняющие индустриализации России» П. Г. Щедровицкого, члена правления фонда «Центр стратегических разработок “Северо-Запад”», заведующего кафедрой стратегического планирования и методологии управления НИЯУ МИФИ.
***Данные Центра стратегических разработок.