Android по-русски

5 марта 2018, 00:00
ТАСС
«Ростелеком» идет на импортозамещение

«Ростелеком» объявил о приобретении 75% компании «Открытая мобильная платформа» и 75% компании «Вотрон», которые являются производителями самой известной российской мобильной операционной системы Sailfish Mobile OS Rus. Сумма сделки не разглашается, однако ранее представители проданных компаний публично оценивали эти активы в 50 млн долларов.

«Открытая мобильная платформа» — непосредственный разработчик операционной системы Sailfish Mobile OS Rus, «Вотрон» владеет мажоритарным пакетом акций финской компании Jolla — разработчика открытой мобильной платформы Sailfish, на основе которой создана российская операционная система. Фактический владелец обеих компаний — бизнесмен Григорий Березкин (владелец группы ЕСН (энергетика), а также медиахолдинга РБК и «Комсомольской правды»).

О разработках собственной российской мобильной операционной системы стали активно говорить в 2015 году, когда Григорий Березкин приобрел финскую компанию Jolla, созданную выходцами из Nokia. Jolla успешно развивала мобильную программную платформу с открытым кодом Sailfish, на основе которой было решено создать первую российскую операционную систему для мобильных устройств. Потребность в такой системе обусловлена курсом на импортозамещение и вопросами безопасности: по планам Минкомсвязи, к 2025 году 50% мобильных устройств на российском рынке должны иметь отечественное программное обеспечение.

В 2016 году Sailfish Mobile OS Rus была официально включена в реестр российского ПО (с которым нужно сверяться при госзакупках), а также получила сертификат ФСБ по требованиям к защите данных. В прошлом году начались официальные продажи устройств под брендом Inoi, работающих на Sailfish Mobile OS Rus. В частности, о закупке большой партии таких смартфонов для оснащения ими почтальонов объявила «Почта России».

Ранее представители компании Jolla заявляли, что намерены продать в течение первого года не менее 500 тыс. смартфонов Inoi, а общую потребность российского рынка в корпоративных смартфонах с российской операционной системой они оценивают в 55 млн устройств (5 млн для госсектора, 10 млн для бизнес-пользователей и 40 млн для школьников и образовательных организаций).

Представители «Ростелекома» пока не конкретизируют планы развития продаж устройств с Sailfish Mobile OS Rus, но заявляют, что расценивают их перспективы высоко, прежде всего в корпоративном сегменте. «Данная сделка соответствует нашей стратегии по формированию для наших заказчиков комплексного предложения с полным спектром цифровых услуг. Мобильная операционная система органично дополняет наше продуктовое предложение, и мы надеемся, что она станет актуальным решением для создания корпоративного смартфона, предоставляющего все необходимые функции, включая связь, почту, документооборот, облачные сервисы и так далее. Уникальность Sailfish Mobile OS Rus заключается в том, что это единственная представленная на рынке мобильная операционная система, которая может быть полностью локализована», — сказал в официальном заявлении в связи с покупкой президент «Ростелекома» Михаил Осеевский.

По мнению наблюдателей, мобильные устройства с «российским Андроидом» могут быть очень востребованы прежде всего в госсекторе и госзакупках, где важна в первую очередь безопасность и защита от утечек информации, что не гарантировано при пользовании зарубежными программными платформами.

В массовом же сегменте будущее Sailfish Mobile OS Rus под большим вопросом. Пока не ясно, что может стимулировать рядовых потребителей отказываться от мобильных гаджетов, работающих на привычных Android и iOS. Правда, первые тесты смартфонов на Sailfish Mobile OS Rus говорят о том, что это программное обеспечение вполне удобно для пользователя, но ключевым его недостатком пока является отсутствие в свободном доступе большого выбора совместимых с российской операционной системой пользовательских программ. Одновременно разработчики мобильной программной платформы Sailfish говорят и о ее экспортных перспективах. В частности, специальная версия этой операционной системы сейчас разрабатывается для рынка Китая.