Банк России планирует до конца года запустить свою площадку по продаже финансовых продуктов гражданам. По задумке регулятора, система будет работать как некий «магазин на диване» и позволит гражданам покупать финансовые продукты в режиме онлайн. Как рассказал первый зампред ЦБ Сергей Швецов, вначале россияне смогут с помощью новой платформы открыть вклад и, возможно, приобрести облигации. В дальнейшем ассортимент услуг будет расширен. Благодаря проекту «Маркетплейс», как сообщает ЦБ, граждане смогут круглосуточно приобретать продукты российских банков и финансовых компаний. Тестовая сделка на новой платформе пройдет в апреле этого года. В реальности маркетплейс ЦБ заработает уже после внедрения системы удаленной идентификации клиентов банков (которая будет запущена в середине года). Предполагается, что подбирать гражданам финансовые продукты будут боты.
В экспертную группу проекта входит Московская биржа и ее Национальный расчетный депозитарий (НРД) и пять банков-тестировщиков: «Ак Барс», «Центр-инвест», «Зенит», Совкомбанк и Росбанк. Мосбиржа и НРД отвечают за построение инфраструктуры проекта, а точнее, за создание регистратора финансовых транзакций — в нем будут фиксироваться все приобретенные финансовые продукты. Таким образом, ЦБ надеется наконец-то исключить проблемы забалансовых вкладов и вообще любого мошенничества с финансовыми продуктами, которые теперь все чаще продаются через интернет. Запись в таком регистраторе будет служить официальным подтверждением сделки. По сути, создавая маркетплейс, регулятор берет под контроль всю цепочку поставки финансового продукта от банка до клиента. Конечно, по-хорошему, создавать такую систему нужно было несколько лет назад, на заре чистки банковского сектора — сейчас, когда львиная доля банковского рынка государственная и квазигосударственная, идея бороться с забалансовыми вкладами выглядит странно. Очевидно также, что маркетплейсу ЦБ придется побороться с экосистемами Сбербанка, Тинькофф-банка и Альфа-банка.