ICO: жесткая посадка в российскую реальность

Любовь Маврина
26 марта 2018, 00:00

Российские стартапы активно привлекают средства на ICO — и уже к концу года станет понятно, сколько среди них реальных бизнесов и сколько инвесторов вернут свои деньги

Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ
Читайте Monocle.ru в

Instagram, Facebook и Google запретили рекламу криптовалют и ICO-проектов (Initial Coin Offering — публичное размещение токенов). Не отстает от мировых гигантов и российский «Яндекс». «Согласно рекламной политике “Яндекс” не размещает рекламу ICO», — сказали «Эксперту» в пресс-службе холдинга. Одновременно американская комиссия по ценным бумагам (SEC) объявляет об очередном ужесточении контроля за криптовалютными размещениями — дан старт десяткам расследований в отношении компаний, которые привлекли средства в ходе продажи токенов. Еще в прошлом году запрет на участие инвесторов-физлиц в Initial Coin Offering был внедрен в Китае. Однако о конце ICO говорить рано: все эти меры скорее направлены на защиту широкого круга инвесторов от недобросовестных компаний.

В России ICO по-прежнему остается за рамками легального правового поля, что не останавливает предприимчивых бизнесменов, блокчейн-романтиков и даже мошенников — все они продолжают генерировать идеи и привлекать деньги через ICO в свои проекты. Провести черту между тремя эти категориями и однозначно определить, кто есть кто, сложно. И самый надежный критерием для выяснения добросовестности проектов — исполнение обещаний. Но сейчас его нельзя применить в полную силу — с момента большинства размещений прошло еще слишком мало времени.

«Прошлый год стал переломным для российского ICO-рынка. Если в 2016-м Россия не входила даже в первую пятерку стран по объемам привлеченных инвестиций, то по итогам прошлого года наша страна заняла второе место по показателям сборов — 310 миллионов долларов, уступив лишь США (миллиард долларов), третье место занимает Сингапур (260 миллионов долларов), — рассказали “Эксперту” в Российской ассоциации криптовалют и блокчейна. — Однако по мере роста количества ICO возрастет и количество проектов, по различным причинам не реализовавшихся. Если к концу первого полугодия 2017 года доля таковых составляла десять процентов, то концу года статистика фиксировала показатель 66 процентов нереализованных ICO». Иными словами, более 200 млн долларов из вложенных в российские проекты 310 млн инвесторы могут не получить назад.

Чаще всего российские ICO-стартапы — это малый или средний бизнес. Есть проекты, рассчитанные на долгосрочную перспективу, блокчейн в них не просто модный термин, а необходимый механизм реализации идеи.

Интересно, что при всей раскрученности темы «крипты» для некоторых ICO хайп скорее минус, ведь он привлекает ненужное внимание к основателям проектов. Многие ICO-команды существуют полулегально, хранят в своих криптокошельках огромные средства, а это соблазн как для бандитов, так и для обиженных инвесторов. Показательно, что при подготовке этой статьи «Эксперт» обратился за комментариями к семи компаниям, из них одна команда отказалась от общения из страха нападения (не уточнив, чьего именно), еще одна опасается регулирующих органов, третья перестала существовать после проведенного ICO.

Как устроено ICO 42-02.jpg
Как устроено ICO

Дорогое удовольствие

Первое в мире ICO прошло в 2013 году. Проект Mastercoin, собиравшийся создать протокол для совершения финансовых транзакций и смарт-контрактов на основе блокчейна биткойна, собрал около 50 тыс. биткойнов, что на тот момент приравнивалось к 500 тыс. долларов. На старте сбора средств команду проекта обвиняли в хорошо продуманном мошенничестве. Но инвесторы смогли монетизировать свои вложения после вывода на торги монеты Mastercoin и заложенного в систему роста ее стоимости. Позже монета была переименована в Omni.

Запреты не останавливают поток желающих привлечь деньги в криптовалютах, а организаторы ICO готовы платить за возможность легального обмена собранных криптоактивов на фиатные (то есть обычные) деньги. Так что наибольшую выгоду в борьбе за шальные криптоденьги получают юристы и инвестиционные фонды. Одни консультируют своих клиентов по вопросам легализации деятельности и ухода от надзора контролирующих органов, а другие помогают выводить средства из криптосферы в реальный фиатный мир. И те и другие получают солидные комиссионные, размер которых может быть выражен как в проценте от будущих сборов, так и в твердой денежной сумме. Итоговые расходы на консультантов всех мастей у организаторов ICO могут достигать 500 тыс. долларов. Так что при такой стоимости услуг по проведению ICO говорить о новом экономичном и свободном от посредников механизме сборе средств на реализацию проектов уже довольно странно.

Высокая волатильность криптовалют — еще один фактор риска и возможного удорожания ICO. Организаторы ICO, которые разместились в момент пиковых значений стоимости биткойна и альткойнов в декабре 2017 года, а вывести собранное в обычные деньги не успели, что называется, «попали». «Как выводить массово криптовалюту в фиат, нам пока самим не совсем ясно. Особенно с учетом того, что она сейчас падает. В настоящее время финансируем из своего бизнеса», — сказали «Эксперту» представители одного из проектов.

Условный Сингапур

Если команда работает над полностью цифровым продуктом и его реализация не привязана к конкретной стране или юрисдикции, то необходимости легализовать себя в России, образовав тут юрлицо, у команды нет. «Можно выплачивать зарплату в криптовалюте или конвертировать ее в рубли и оплачивать в рублях по договору найма сотрудникам, — рассказывает Алексей Дектерев, основатель и глава технического аудита ИТ-проектов Melania.io. — Тогда сотрудник или нанятый специалист, получивший таким путем “оплату труда”, сам отчитывается перед налоговыми органами и платит тринадцатипроцентный налог с полученных доходов».

Другое дело, если сбор денег происходил для реализации реального проекта в конкретной стране. Тогда приходится взаимодействовать с подрядчиками и посредниками при строительстве фермы или завода, закупать оборудование, заключать договоры на поставку оборудования и продукции. В этом случае уже необходим легальный правовой статус.

«Если нужно привлечь средства через ICO, чтобы что-то построить в России в реальном секторе, тогда есть такой путь: компания регистрируется в качестве юрлица в Сингапуре. Почему именно Сингапур? Это такой портал между этим (реальным) и тем (криптовалютным) мирами. Банковская система и законодательство Сингапура позволяют открывать счета в криптовалюте. Компания там регистрируется, открывает счет и заключает договор с инвестиционным фондом в Сингапуре. Есть юристы и организации, которые делают это все “под ключ”. Затем компания привлекает средства через ICO: создает сайт, команда объявляет о краудсейле (привлечение средств) и открывает сбор средств в криптовалюте, например, в эфире (криптовалюта Ethereum. — “Эксперт”) и (или) других. После этого сингапурский инвестиционный фонд принимает криптовалюту со счета компании и конвертирует ее в доллары по курсу, а затем по инвестиционному договору переводит средства в долларах в Россию, как будто не было никакого краудфандинга, никто ничего не собирал, а компания просто нашла в Сингапуре инвестора, который решил вложить средства в ее проект. По инвестиционному договору в Россию на счета компании стартапа приходят доллары», — описывает схему ICO Алексей Дектерев. На основании этого инвестиционного договора российская компания каждый раз запрашивает необходимую сумму на оплату строительства или за поставку оборудования. В России фирма платит налоги, заработную плату, соблюдает все законы и предоставляет финансовую отчетность.

Возврат средств ICO-инвесторам также может быть заложен в условия договора между российской компанией и сингапурской (инвестфонд обычно тоже является стороной в таком договоре). Когда компания начинает получать прибыль, эта прибыль уходит в фонд как возврат инвестиций.

Как именно поступают деньги от офшорной «компании-инвестора» в российскую, зависит от фантазии предпринимателей, но чаще всего это или взнос в уставный капитал, или договор займа. «У учредителя российского юридического лица есть действующий бизнес. Все деньги попадают в это юридическое лицо через договоры займа», — рассказали «Эксперту» в руководстве одного из ICO-проектов.

В этом механизме Сингапур — условная юрисдикция, в других офшорных зонах реализуются похожие механизмы со своими тонкостями и нюансами. «Самая “красивая” юрисдикция — Швейцария, но она доступна далеко не всем, — считает Максим Черешнев, международный секретарь IDACB (International Decentralized Association of Cryptocurrency and Blockchain), заместитель председателя оргкомитета The World Blockchain and Cryptocurrency Summit. — Туда идут проекты с серьезными планами. Швейцарская юрисдикция — что-то вроде знака качества. Наиболее же популярны Каймановы и Британские Виргинские острова. Они понятны и прозрачны для инвесторов и недороги в обслуживании». Кроме того, ICO-команда должна понимать, что, например, применение английского права, с одной стороны, надежно для инвестора, с другой — делает практически беззащитным само ICO: недовольный инвестор или даже эдвайзер может в любой момент заблокировать все банковские счета проекта (прецеденты уже были) в британском суде, обращает внимание Максим Черешнев.

Чтобы оплатить все расходы начального этапа, предприниматели стараются сначала провести pre-ICO — предварительную продажу токенов проекта с дисконтом к основной продаже, но пока не регистрируя юрлицо ни в офшоре, ни даже в России. Деньги от pre-ICO обычно идут на оплату услуг консультантов, маркетологов, рекламщиков, программистов, юристов и комиссий инвестиционным компаниям.

«Эксперт» пообщался с несколькими компаниями, которые привлекли средства через механизм ICO, чтобы выяснить, почему был выбран именно этот способ привлечения средств, что они предлагают инвесторам и как происходит реализация проектов на практике.

 


 

Кейс № 1. Zrcoin для циркониевого завода.

Выход на ICO: май 2017 года.
Юрисдикция: Кипр.
Платформа: Waves.
Объем привлеченных средств: 7 млн долларов.

Основная цель проекта: строительство инновационного завода в Магнитогорске по производству синтетического концентрата циркония.

«Мы предложили инвесторам приобрести токены ZrCoin по цене от 1,4 до 1,55 доллара, — рассказал “Эксперту” Вадим Сычев, CEO проекта ZRcoin. — Каждый токен обеспечен одним килограммом готового к реализации на рынке синтетического диоксида циркония. На сегодняшний день цена подобной продукции — от трех долларов за килограмм. Цирконий в России не производится, и на него большой спрос».

Теперь на собранные средства компания строит фабрику — по оценке Вадима Сычева, это займет до десяти месяцев. Уже готово все технологическое оборудование для всего производственного цикла, ведется строительство производственных цехов, изготовлена котельная, согласованы и подведены все коммуникации, газ, электричество на два мегаватта мощности, территория огорожена забором, готовится к монтажу КПП и весовая. Основатели надеются через месяц получить тестовую партию продукции.

После запуска производства, говорит Вадим Сычев, начнется выкуп токенов ZrCoin по цене не более 2,8 доллара за токен. По прогнозу организаторов ICO, токен ZrCoin достигнет максимальной цены выкупа через 18 месяцев после старта.

«Для венчурных проектов в последнее время невозможно привлечь инвестиций традиционным способом, поэтому мы решили попробовать ICO, — говорит Сычев, десять лет проработавший в финансовой сфере. — Банки не претендуют на ваш бизнес, но дают крупные кредиты только под залог активов, причем в российских реалиях рыночная стоимость этих активов должна в два раза перекрывать сумму кредита без учета процентов. С другой стороны, есть инвесторы, которые готовы инвестировать в венчурные проекты. Но они требуют от пятидесяти до, как в нашем случае, 80 процентов в бизнесе, фактически нанимая вас в качестве менеджмента».

Что касается облигационного займа, то перспективы покупки инвесторами ценных бумаг новой компании, занимающейся реализацией перспективных инновационных технологией в сфере переработки промышленных отходов, сомнительны. Даже у крупных и известных компаний возникают проблемы с реализацией ценных бумаг. То же самое можно сказать и о механизме IPO. «Должны быть выполнены специальные условия и требования законодательства, а мы новая венчурная компания. Этот вариант тоже отпадает, — поясняет Вадим Сычев выбор механизма привлечения средств. — ICO показало себя как реальный инструмент привлечения средств на серьезные проекты, со всеми плюсами и минусами. Это позволяет реализовать новые технологии, обеспечить новые возможности в развитии промышленности, сельского хозяйства и других отраслей. Я надеюсь, что наш проект станет пионером в этой сфере и даст пример другим разработчикам и промышленникам».

 


 

Кейс № 2. Экосистема Колионово

Выход на ICO: апрель 2017 года.
Юрисдикция:
Платформа: Waves.
Объем привлеченных средств: чуть более 400 BTC, или около 500 тыс. долларов. Под этот объем через неделю был выпущен один миллион колионов. Из них 400 тыс. заморожены до 2018 года.

Многопрофильное крестьянское хозяйство Колионово основано в 2007 году. Главный его актив — питомник, в котором выращиваются саженцы. Среди участников проекта Колионово несколько ферм, малых бизнесов, частных лиц и потребителей. Всем участникам предоставлены земля, средства и оборудование. Каждый выращивает то, что считает нужным, и участники могут обменяться продукцией или продать ее на открытом рынке. Для простоты расчетов внутри системы и нужны колионы.

«Это ICO для нас было экспериментом и попыткой привлечения виртуальных ресурсов для использования в модели локальной экономики нашего крестьянского хозяйства и интеграции их в сектор сельхозпроизодства», — рассказывает Михаил Шляпников, основатель экосистемы Колионово.

В 2016 году фермерское хозяйство также успешно протестировало IPO на блокчейне Emercoin и выпуск криптофьючерсов на свою продукцию. Кредитами от российских банков и государственной поддержкой не пользовались из-за их явной неэффективности.

Эксперимент проходил под лозунгом «Из виртуальной экономики — в реальное производство». «Мы изначально не ставили главной целью привлечение инвестиционных средств. Важнее было создать новый инструмент для производства товаров, то есть сочетание предварительных заказов и предоплаты за них, — рассказывает Михаил Шляпников. — Введение в практику колиона и его последующее применение в расчетах с поставщиками и покупателями решило эту задачу». Взамен инвесторы получили утилитный токен, встроенный в мировую криптоэкономику и обеспеченный собранными при ICO и не использованными до сих пор топовыми криптовалютами; растущее производство сельхозпродукции; обращение на биржевом рынке. Данных о росте производства после проведения краудсейла нет.

«Для нас это не проект, а лишь один из элементов в производственных циклах, который успешно прошел проверку и принят к использованию в нашем хозяйстве в качестве современной альтернативы традиционным схемам. Все заявленные изначально цели достигнуты досрочно. Задачи выполнены. Результатом мы удовлетворены. Тема переходит на новый уровень», — оптимистичен Шляпников.

 


 

Кейс №3. Фермерский кооператив LavkaLavka

Выход на ICO: 1 ноября 2017 года.
Юрисдикция: Россия.
Платформа: сайт Biocoin.bio.
Объем привлеченных средств: 16,051 млн долларов.

BioCoin — экотокен от фермерского кооператива LavkaLavka. Цель проекта — поддержание производителей и продавцов натуральной продукции, помощь малому бизнесу. Блокчейн BioCoin использует алгоритм POS (доказательство доли владения), что позволяет сократить затраты электроэнергии на майнинг, благодаря чему обеспечивается экологичность проекта. «В первую очередь это первая в России система лояльности на блокчейне», — пояснили “Эксперту” в LavkaLavka. — Сейчас ICO завершено. На данный момент реализована программа лояльности, а также покупка и продажа биокойнов юридическим лицам». Однако в чем именно состоит преимущество программы лояльности на блокчейне для юридических лиц, почему для системы лояльности нужно было создавать собственный блокчейн, в чем выгода организаторов проекта и на что были потрачены собранные средства, выяснить не удалось — в LavkaLavka отвечать на эти вопросы не стали.


Кейс № 4. Universa VS SWIFT

Выход на ICO: декабрь
Юрисдикция:
Платформа: блокчейн Universa.
Объем привлеченных средств: 28,8 млн долларов.

Компания настаивает, что средства были собраны в ходе именно TokenSale, а не ICO. White paper (своего рода проспект эмиссии) декларирует создание собственного блокчейна с возможностью смарт-контрактов. По замыслу авторов, это позволит внедрить блокчейн во все сферы жизни и бизнеса — от регулирования ЖКХ и системы поиска пропавших детей до создания системы денежных переводов между банками, которая сможет заменить SWIFT. Предполагается, что новая облегченная версия блокчейна Universa будет обрабатывать около 20 тыс. операций в секунду. Участники крипторынка скептически оценивают перспективы этого проекта и сомневаются в практической реализации заявленных целей. Для замены системы межбанковских переводов SWIFT необходимо, чтобы все банки согласились проводить свои операции в системе Universa. Над этой задачей уже много лет работает команда криптовалюты Ripple, и обогнать их уже не получится. Представители компании отказались ответить на вопросы «Эксперта».

 


 

Кейс № 5. Проект UMKA

Выход на ICO: апрель 2018 года.
Юрисдикция: Гибралтар, Белоруссия, Гонконг и Киргизия.
Платформа: блокчейн EOS.
Объем привлеченных средств: 500 тыс. долларов.

UMKA — децентрализованная биржа труда, платформа для реализации проектов и создания рабочих команд, основанная на технологии блокчейн. Фактически — сервис для аутсорсинга и удаленного найма сотрудников. Авторы идеи говорят, что это пространство для кооперации работодателя и исполнителя, которое создает наиболее благоприятную для взаимодействия среду. «Задача UMKA — сформировать экспертные сообщества и предоставить максимально удобные условия для работы, обучения и саморазвития», — рассказывает о проекте Тимур Ахмеджанов, основатель проекта UMKA, директор компании i-link, эксперт компетенции блокчейна ассоциации Worldskills. 

По его словам, окупаемость проекта для инвесторов будет обеспечиваться комиссией UMKA — один процент от сделок, то есть от заключения договоров о найме. Вся прибыль будет распределяться между владельцами токенов каждые сутки. Сделки можно будет заключать в биткойнах, эфире и фиатных валютах.

Планируется также вывод токена на биржу. Сейчас уже созданы мобильные приложения для Android и iOS, веб-версия платформы. К проекту привлечены эдвайзеры, заключены предварительные соглашения с инвесторами и криптовалютными биржами. Проект готовится к новым раундам привлечения средств — старту закрытого presale и краудсейлу.