В Госдуму внесены два законопроекта по регулированию криптоэкономики в России: «О цифровых финансовых активах» и «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)». Они могут быть приняты в первом полугодии 2018 года и станут регулировать обращение криптоактивов в российской экономике и применение новых способов финансирования бизнеса.
В законопроекте «О цифровых финансовых активах» вводятся основные понятия криптоэкономики: токена, цифрового финансового актива, цифровой транзакции, цифровой записи, реестра цифровых транзакций, распределенного реестра цифровых транзакций, майнинга, валидатора, криптовалюты, смарт-контракта и цифрового кошелька. Сами криптоактивы признаются имуществом, майнинг — предпринимательской деятельностью, прописан и механизм обмена криптоактивами. Регулировать сферу будет Центробанк.
Несмотря на сложную организацию криптосферы, законопроект «О цифровых финансовых активах» занимает всего девять страниц — фактически это рамочный документ. Он лишь придает криптоэкономике легальный статус, а множество спорных вопросов оставляет неразрешенными. Создатели закона признают, что непосредственные участники криптоэкономики к его подготовке отношения не имеют: криптосообщество так и не смогло решить, чего оно хочет от закона. «Если вы хотите, чтобы государство вас поняло, вы должны ему регулярно доносить свою позицию, причем формализованную, — говорит Герман Клименко, советник президента по вопросам интернета. — Но вы же только между собой все обсуждаете, и вы предельно неконкретны в своих требованиях, государство вас не понимает, хотя как раз готово слушать».
В итоге в текущей версии законопроекта не урегулированы вопросы налогообложения сделок с цифровыми финансовыми активами, остается непонятным механизм контроля за майнерами со стороны регуляторов. И самое главное: обмен криптоактивов на рубли и другие фиатные валюты разрешен только через так называемых операторов обмена цифровых финансовых активов. А вот порядок самого обмена — как и то, кто станет операторами, — будет позже определять ЦБ.
Второй законопроект, о краудфандинге, интересен не только для адептов криптоэкономики, но и для малого бизнеса и стартапов. Документ упрощает механизмы и процедуры привлечения средств бизнесом (как юрлицами, так и индивидуальными предпринимателями), а также устанавливает параметры использования токенов. Все это позволит небольшим компаниям и предпринимателям привлекать деньги в правовом поле Российской Федерации, причем не тратя серьезные средства ни на IPO, ни на поддержание статуса публичного акционерного общества.
Принятия этих двух законов ждут не только граждане, торгующие криптовалютой, и предприниматели, ищущие финансирование. Ждет их биржа «Восход», которая в октябре 2017 года инициировала организацию первого ICO с клирингом в КЦ МФБ, входящую в группу НП РТС. Тогда ЦБ потребовал от биржи исключить из правил клиринга положения об учете сделок с цифровыми активами, и проект был остановлен. Ждут законодательного регулирования всего финтех-сегмента и площадки по краудинвестициям «Альфа Поток» и StartTrack.