…Плюс министр искусственного интеллекта

Евгения Обухова
редактор отдела экономика и финансы «Монокль»
26 марта 2018, 00:00

«Единая Россия» планирует превратить свой проект «Локомотивы роста» в площадку для поиска решений задач, поставленных посланием президента. Главным звеном должна стать наука

ТАСС
Форум «Локомотивы роста: индустрии будущего» в Екатеринбурге. На фото слева направо: секретарь Генсовета партии «Единая Россия» Андрей Турчак, полпред президента в УрФО Игорь Холманских и депутат Госдумы, член Генерального совета «Единой России» Денис Кравченко
Читайте Monocle.ru в

Проект «Единой России» «Локомотивы роста» вышел на новый уровень — организаторы налаживают взаимодействие между крупнейшими государственными и частными компаниями, региональными властями, наукой и сферой образования. Этому было посвящено первое заседание общественного совета проекта, которое прошло 21 марта в президиуме РАН.

Фактически задача «Локомотивов роста» — реализовать цели послания Владимира Путина Федеральному собранию: рост благосостояния и качества жизни, опережающий рост ВВП, переход на новый технологический уклад, создание по всей стране современной инфраструктуры. Причем, судя по всему, проект «Локомотивы роста» готов взять на себя основную нагрузку по реализации этих целей, а именно планирование и разработку ключевых направлений для развития страны и интеграцию на базе этих направлений основных заинтересованных сил — крупного бизнеса, местных элит, научного и образовательного сообщества. Во всяком случае, председатель высшего совета «Единой России» Борис Грызлов, открывая заседание общественного совета, заявил о создании на базе проекта широкой общественной платформы, которая займется генерацией решений для лидерства российской экономики.

 

 22-02.jpg

Благополучие для всех

Проект «Локомотивы роста» был запущен год назад. На первом этапе три рабочие группы высшего совета «Единой России» разработали три доклада: «Справедливость и безопасность для России и мира», «Благосостояние и социально-экономическом развитие» и «Государственное политическое строительство» (см. «Новый технологический цикл важнее санкций», «Эксперт» № 42, и «Страна для всех», № 43 за 2017 год). Все эти доклады уже были принципиально новыми для отечественного стратегического планирования: они предлагали ответы практически на все вызовы, стоящие перед страной, причем делали это на идеологически новом уровне.

Во-первых, авторы докладов постарались учесть мнение действительно всех слоев — сопоставить их с настроениями общества, предпринимателей, руководителей, а в периметр предстоящих изменений включить действительно всех жителей страны — всех возрастов, из крупных городов и отдаленных поселений. Во-вторых, они поставили задачу-максимум: не «модернизировать» страну, не догонять мир, а сыграть решающую роль в формировании нового мирового экономического уклада, учитывая имеющиеся у нас преимущества и увязав все это с ростом благополучия всех жителей — как объективного, так и субъективного.

Даже ледоколу нужна помощь

Главную ставку авторы докладов делали на госкомпании — идея заключалась в том, что именно они могут быть лидерами роста, а также основой для формирования так называемых фабрик будущего и заводов развития — новых высокотехнологичных производств, которые и обеспечат развитие в стране экономики современного постиндустриального типа и новую инфраструктуру.

Однако теперь «Локомотивы роста» серьезно скорректировали и расширили состав своего общественного совета — сюда входят и крупные частные компании, и региональные губернаторы, и Академия наук, и университеты, и общественные организации. А пока разрабатываются прорывные решения, проект «Единой России» готов поддерживать уже существующие производства и технологические решения — чтобы помочь последним превратиться в продукт. Выступая на заседании общественного совета, координатор проекта «Локомотивы роста» Денис Кравченко заявил, что аппарат проекта отобрал 18 разработок, по которым теперь ожидаются разного рода поручения от министерств. «Локомотивы роста» готовы снимать барьеры в коммуникациях и доводить проекты до крупных компаний, говорит Кравченко, то есть становиться своего рода инструментом влияния на создание условий для технологического рывка.

По информации «Эксперта», речь идет в числе прочего о таких проектах, как производство портативных дефибриляторов «Ростеха» и «Швабе», ближне- и среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолета МС-21 и сверхмощного ледокола «Лидер». При всей масштабной поддержке, которую получают эти проекты на федеральном уровне, подчас их реализация стопорится — из-за отсутствия законодательных решений либо доступа к финансам. «Локомотивы роста» видят одну из своих задач как раз в том, чтобы устранять любые барьеры на пути важнейших прорывных проектов.

 22-03.jpg ТАСС
ТАСС

Устали от стратегий

За последние двадцать лет было разработано множество программ развития — начиная со Стратегий 2020 и 2030 и заканчивая программой «Цифровая экономика Российской Федерации». Были уже и попытки ворваться в новый технологический уклад, создав специальный институт поддержки, — примером может служить Национальная технологическая инициатива, сосредоточившаяся на распределении грантов. Очевидно, что от обилия инициатив и разрозненности планов уже все устали — и в то же время все ждут технологического прорыва, серьезного обновления самой базы российской жизни. «Локомотивы роста» пытаются взять на себя роль, которую никто до сих пор на себя не брал, — роль того, кто отвечает за планирование, причем в масштабах всей страны и на длинном временном горизонте, и того, кто отвечает за реализацию плана.

Как это может быть реализовано в текущей политической конфигурации — вопрос. Однако очевидно, что комплексное планирование и реализация сейчас важны как никогда. Как сказал в интервью «Эксперту» в октябре 2017 года председатель общественного совета федерального проекта «Локомотивы роста» Олег Бударгин, сейчас стране нужен стратегический план развития лет на пятьдесят, а синхронизация планов развития всех видов инфраструктуры позволила бы уменьшить стоимость эксплуатации, объемы затрат на строительство и оптимизировать площади для размещения инфраструктуры, а также снизить прочие издержки.

Кто соберет деньги в кулак

Бизнес к проекту «Локомотивы роста» пока относится настороженно: как сказал на заседании общественного совета зампред правительства Удмуртии Михаил Хомич, предприниматели очень воодушевлены проектом «Локомотивы роста», но хотят знать, что конкретно им даст участие в этом проекте.

А вот научное сообщество и регионы, похоже, увидели в «Локомотивах роста» возможность наконец полноправно участвовать в формировании будущего страны. Академия наук готова заняться прогнозированием, говорит президент РАН Александр Сергеев, ведь теперь ученые имеют право выносить на уровень государственной власти свои предложения. «Раньше, что бы академия ни прогнозировала (а история знает великолепные прогнозные решения ученых по многим государственным вопросам), дальше эти решения не шли: в конкретном министерстве отвечали: “В документах не прописано, что вы можете вносить какие-либо предложения”, вас тут, образно говоря, “не стояло”. А сейчас у нас появляются инструменты, чтобы мы инициировали и вносили крупные проекты», — сказал на общественном совете глава РАН.

Сейчас координационный совет при РАН формирует семь межведомственных советов по ответам на большие вызовы — в рамках еще одной стратегии, на сей раз стратегии научно-технологического развития РФ. Их задача — отбирать масштабные проекты для реализации на государственном уровне (кстати, пока не ясно, будут ли интегрированы в предложения этих советов идеи «Локомотивов роста»). Но дальше начинаются проблемы.

«Если раньше Госкомитет по науке и технике СССР (ГКНТ) отслеживал реализацию научно-технической политики, то теперь у правительства нет органа, который координирует данные вопросы и который помогает ресурсами, планирует. Когда мы, ученые, говорим: “Снова хотим ГКНТ” — нам отвечают: “Вы хотите и Госплан завести?”, — говорит Александр Сергеев. — Считаем, что надо вопрос решить хотя бы на уровне курирующего вице-премьера, который занимается только наукой и технологиями. Иначе как мы можем двигаться по цепочке внедрения? У нас нет централизованных средств, они распределены по министерствам».

Глобальные проекты, которые отберут советы, потребуют больших денег, предупреждает академик РАН Игорь Каляев, — по его словам, речь идет о десятках миллиардов рублей. Эти деньги «размазаны» по разным органам власти и компаниям. Кто соберет их в кулак?

Идею министров, ответственных за реализацию ключевых для страны проектов, поддержал и председатель высшего совета «Единой России» Борис Грызлов. Он сравнил текущую ситуацию, когда перед страной стоит задача совершить научно-технологический прорыв, с 1945 годом, когда СССР оказался перед необходимостью развивать атомную энергетику, в результате чего мы стали лидировать в мирном использовании атома. И если мы говорим о важных проектах государственного значения, то заниматься ими должен министр, согласился Борис Грызлов. Таким проектом мог бы быть Крымский мост или развитие искусственного интеллекта.