Предательство Цукерберга

26 марта 2018, 00:00

ТАСС
Даже когда Цукерберг нарушил молчание, он все равно не попросил прощения

На прошлой неделе компания Facebook оказалась в центре скандала, связанного с утечкой персональных данных более 50 млн пользователей крупнейшей социальной сети. В результате стоимость акций компании всего за два дня упала более чем на 10%. Но главная проблема Facebook не денежные потери, а утрата доверия пользователей.

В 2013 году Александр Коган, работающий в Кембриджском университете и в Санкт-Петербургском государственном университете, создал приложение thisisyourdigitallife («Это твоя цифровая жизнь»). Приложение предлагало пользователям Facebook проходить различные тесты за небольшое вознаграждение — один-два доллара. Всего тест Когана прошли 270 тыс. человек. При этом до 2014 года политика социальной сети давала сторонним приложениям доступ к данным не только пользователей, скачавших их, но и всех друзей этого пользователя, поэтому в распоряжении Когана оказались данные более 50 млн человек, которые он передал консалтинговой компании Cambridge Analytica.

Cambridge Analytica нарушила запрет Facebook на использование личных данных пользователей в маркетинговых целях и начала применять их для таргетинговой рекламы, в том числе политической. Самый известный проект компании — интернет-продвижение предвыборной кампании Дональда Трампа.

На самом деле история о том, что Cambridge Analytica не вполне законно использовала данные пользователей крупнейшей социальной сети, не новость. Еще в 2015 году в СМИ начала появляться информация о крупной утечке данных, при этом в статьях упоминались приложение Когана и название Cambridge Analytica. Тогда Facebook заблокировала приложение thisisyourdigitallife, а Cambridge Analytica заверила руководство социальной сети, что не использует никаких «сырых» данных пользователей Facebook. Однако теперь, на фоне расследований «русского следа» в выборах 2016 года, бывший сотрудник Cambridge Analytica Кристофер Уайли заявил, что компания все еще имеет доступ к данным, полученным в 2014 году, и тема актуализировалась. Для Facebook настало время расплачиваться за ошибки прошлого.

Может быть, Марк Цукерберг тут же извинился перед всем интернетом за то, что он недостаточно надежно защищает данные пользователей? Нет. Глава Facebook не давал комментарии целых пять дней: для современного информационного общества, где информация распространяется невероятными темпами, это практически вечность. Все это время в социальных сетях распространялись посты с хэштегами #WheresZuck (#ГдеЦукер). И даже когда Цукерберг наконец нарушил молчание и написал на своей странице в Facebook пост о Cambridge Analytica, он все равно не попросил прощения. Слова извинения прозвучали только в его интервью CNN. Цукерберг пообещал, что компания изучит все сторонние приложения, получившие доступ к данным пользователей и их друзей по Facebook до 2014 года, и ужесточит правила доступа приложений к личным данным. Такие меры нужны, но они кажутся запоздалыми.

Для пользователей Facebook и других соцсетей эта история должна наконец донести простую мысль: успех интернет-сервисов основан не на том, что с их помощью мы можем общаться друг с другом, а на том, что любая информация, которой мы делимся с миром, найдет своего покупателя. Главы IT-компаний нам не друзья, они лишь бизнесмены, а наша личная информация — главный товар, который они могут предложить рекламодателям, за счет которых и существует интернет.