Первые мартовские оценки предприятиями положения дел в российской промышленности показали улучшение ситуации по сравнению с февралем. Рассчитываемый Институтом экономической политики имени Е. Т. Гайдара индекс промышленного оптимизма прекратил снижение, регистрировавшееся в течение декабря–февраля, и вырос на 3,5 пункта. «Основной причиной слома негативного тренда стали оценки текущего объема спроса — они улучшились сразу на 15 пунктов при символических и скорее отрицательных изменениях других исходных показателей», — комментирует руководитель лаборатории конъюнктурных опросов института Сергей Цухло.
В марте, в условиях символических изменений как спроса, так и выпуска, промышленность смогла довести долю их нормальных оценок до абсолютного за весь период наблюдений максимума — 81%. Среди оставшихся 19% предприятий преобладают оценки «выше нормы».
Планы выпуска предприятий восстановились после январского провала, но далеки от пикового оптимизма ноября 2017-го, когда показатель достиг многолетнего максимума. Аналогичную картину демонстрируют и прогнозы спроса. «Таким образом, промышленность сохраняет надежды на преодоление затяжного кризиса 2015–2016 годов, но гораздо более осторожные, чем в 2017-м», — резюмирует Сергей Цухло.
На минувшей неделе центробанки США и РФ принимали решения по ключевым ставкам. Обошлось без сюрпризов: в соответствии с абсолютным большинством прогнозов ФРС подняла ставку по федеральным фондам на четверть процентного пункта до 1,75% годовых, а Банк России на аналогичную величину свою ключевую ставку опустил — с 26 марта она будет составлять 7,25% годовых. При инфляции — напомним — 2,2%. Таким образом, российская ключевая ставка в реальном выражении составляет около 5% годовых — беспрецедентно высокий по мировым меркам уровень.
Согласно комментарию главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, «уровень ключевой ставки постепенно приближается к тому диапазону, который мы обозначали как нейтральный. То есть такой, где денежно-кредитная политика не способствует ни снижению, ни ускорению инфляции относительно целевого уровня. Напомню, что сейчас мы его оцениваем в шесть-семь процентов для ключевой ставки». Набиуллина подчеркнула, что «нам еще предстоит нащупать тот уровень, на котором будет ключевая ставка, чтобы можно было сказать, что мы закончили цикл ее снижения. И мы будем смотреть прежде всего, как спрос, кредит, инфляция, экономика в целом будут реагировать на то снижение ставки, которое мы уже сделали. Мы видим, что сейчас еще есть потенциал для снижения ключевой ставки. Мы рассчитываем завершить переход к нейтральной политике в этом году. При этом в дальнейшем наша оценка диапазона нейтральной ставки может меняться в зависимости от тех или иных факторов».
Ключевые ставки в США и России движутся в противофазе. ФРС США ведет цикл повышения ставки — с декабря 2015 года произведено уже шесть корректировок. В свою очередь Банк России находится в цикле снижения ключевой ставки, с февраля 2015 года произведено уже 15 корректировок вниз. Разрыв между американской ставкой по федеральным фондам и российской ключевой ставкой за последние три года «движения на встречных курсах» сократился почти втрое — с 15 до 5,5 процентного пункта. Тем не менее он все еще сохраняется на достаточном уровне, чтобы подпитывать спекулятивные инвестиции в российские долговые инструменты по схеме carry trade.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в России в феврале 2018 года выросли на 4,4% относительно февраля прошлого года, рост этого показателя зафиксирован впервые с января 2017-го, сообщил Росстат. Это крупнейший прирост реальных доходов (год к году) с декабря 2015 года.
Оценка Росстата оказалась неожиданностью для экономистов: консенсус-прогноз Bloomberg предполагал снижение реальных располагаемых доходов в феврале к тому же периоду предыдущего года на 0,1%.
Одной из причин февральского роста реальных доходов населения стало увеличение средней начисленной зарплаты в организациях на 9,7% в реальном выражении. Экономисты ожидали, что рост реальной зарплаты в феврале составит только 6%, показывают данные Bloomberg. Хотя показатель доходов домохозяйств в России только на 38% складывается из официальных зарплат (остальное — это не наблюдаемые прямыми статистическими методами доходы, социальные трансферты государства и т. д.), скачок зарплат может повлиять на динамику реальных располагаемых доходов.
По данным Росстата, в январе 2018 года средние зарплаты врачей в целом по России выросли на 28% по сравнению с 2017 годом, зарплата младшему медперсоналу была поднята на 56%, у социальных работников заработок увеличился на 26%, научные сотрудники стали получать на 37% больше, вузовские преподаватели — на 21%. В целом на категории бюджетников, подпадающие под «майские указы», приходится около 5,4 млн россиян примерно из 33 млн официальных работников организаций.
Работники бюджетного сектора сообщали, что рост выплат в начале года обеспечивали надбавки, а оклады (которые нельзя повысить временно) не пересматривались.
Уже в феврале годовые темпы роста реальных зарплат замедлились до 9,7%, оценила служба. Хотя разбивки по видам экономической деятельности Росстат пока не публикует, повышенные выплаты бюджетникам в феврале продолжались.
Несмотря на бурный рост зарплат, замедление инфляции, снижение безработицы на 0,2 процентного пункта (до 5%) и продолжающийся заметный рост розничного кредитования (на 1% с учетом валютной переоценки за февраль, по данным ЦБ), рост оборотов розницы замедлился до 1,8 с 2,8% в январе. Объясняется это тем, что в феврале домохозяйства вернули на банковские депозиты все, что сняли с них в январе, — это 370 млрд рублей, что сопоставимо с объемом прироста зарплатных выплат по стране.