Зерновики объединяются с логистами

Александр Лабыкин
обозреватель «Монокль»
26 марта 2018, 00:00

Создание совместных предприятий с владельцами вагонов позволит участникам зернового рынка снизить себестоимость перевозки и гарантированно вывозить продукцию в пиковый период

ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ
Читайте Monocle.ru в

Крупные производители зерновых культур, владельцы узловых элеваторов и зернотрейдеры планируют создание совместных предприятий с операторами вагонов-хопперов (зерновозов) для гарантий вывоза урожая в будущем сезоне. За последние шесть лет собираемость зерновых в Росси увеличилась вдвое и в 2017–2018-м маркетинговом году превысила 134 млн тонн. На этом фоне в последние два года сложилась катастрофическая ситуация с вывозом зерна. В период сбора урожая сельхозпроизводители и трейдеры подолгу не могли вывезти продукцию из-за нехватки вагонов и мест на узловых элеваторах и терминалах. Ввиду затоваренности рынка цены на зерно за последние два года резко обрушились, что привело к череде банкротств сельхозпроизводителей. По всем прогнозам, валовые сборы зерна с каждым годом будут только расти: Минсельхоз планирует в ближайшие годы ввести в оборот дополнительно 10 млн га пахотных земель.

Одновременно в России сжимается парк зерновозов: из 43 тыс. вагонов-хопперов за последние три года 20% были списаны по причине истечения срока службы, примерно 15% вагонов будут переплавлены в этом году. По всей видимости, эти обстоятельства и привели крупных участников зернового рынка к идее создания совместных предприятий с логистическими компаниями, владеющими вагонами-хопперами. (Речь идет именно о железнодорожном транспорте, поскольку перевозка фурами становится нерентабельной на расстоянии свыше 500–600 км.)

В одной из логистических компаний «Эксперту» на условиях анонимности подтвердили, что подобное решение прорабатывается. «Ранее некоторые трейдеры пытались обзаводиться собственными вагонами, но, не имея опыта эффективного управления парком, расставались с ним из-за больших издержек, — пояснил наш собеседник. — В партнерстве с логистами грузовладельцы получат гарантии своевременного вывоза зерна, с чем в последние годы большие проблемы, а также смогут по завершении маркетингового периода оставшиеся полгода зарабатывать совместно с нами на перевозках других грузов, что, по сути, приведет к снижению себестоимости перевозки в пик сезона. Мы как логисты имеем и квалифицированный персонал, связи с администрацией железных дорог, особые условия у ремонтных депо и прочие компетенции, что в целом намного сокращает издержки по сравнению с непрофильными компаниями — владельцами вагонов».

Наш собеседник также уточнил, что в подобной схеме работы заинтересованы не только производители зерна и трейдеры, но и владельцы узловых элеваторов и переработчики зерна — например, крупные мукомольные компании, маслоэкстракционные заводы и производители кормов, у которых в течение всего года возникает потребность в подвозе сырья и вывозе побочной продукции (шрота или отрубей).

«Идея более чем здравая, поскольку такое партнерство поможет снизить стоимость перевозки, доля которой в общей цене зерна в порту за последний год возросла с 15 до 26 процентов, притом что рентабельность агробизнеса резко снизилась, — считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. — По сути речь идет о кооперации производителей, владельцев узловых элеваторов, трейдеров и даже переработчиков с перевозчиками. Сейчас всем по отдельности сформировать крупную экспортную партию из однородного зерна довольно трудно. А в альянсе с опытным логистом все участники этой цепочки смогут формировать партии зерна от разных производителей и эффективно маршрутизировать поставки».

Детали и условия создания совместных предприятий пока прорабатываются. Но известно, что речь идет о прямом соучредительстве отдельного юридического лица и либо о совместном владении вагонами и их эксплуатации вагонов, либо об аренде. При этом предоставление вагонов партнеру логистов будет гарантировано априори (сейчас даже многие постоянные клиенты логистов рискуют остаться без вагонов в период сбора урожая). Агропроизводители Сибири, например, до сих пор не могут продать часть прошлогоднего урожая даже с учетом субсидирования железнодорожных перевозок в экспортные порты. Вывоз зерна обходится им особенно дорого из-за большого порожнего пробега.

«Если будут хорошо проработаны детали такого партнерства, то идея вполне жизнеспособная, поскольку позволит снизить себестоимость перевозки при гарантии своевременного вывоза всех объемов зерна, — говорит генеральный директор аналитического агентства “ПроЗерно” Владимир Петриченко. — Сейчас зернопроизводители и трейдеры нередко переплачивают вагоновладельцам порожний пробег и простои. Если же СП будет управлять логистическая компания, то порожний пробег можно вовсе исключить за счет того, что у логистов есть широкая клиентская база. Они могут все маршруты заранее планировать и, например, на пути из порта забирать попутные грузы других своих клиентов».

Эксперты также отмечают, что производители пшеницы, например, ориентируются, как правило, только на своем рынке и не видят общую картину с производством зерновых в разное время года. Логисты же отлично знают, в каких регионах и соседних странах какие культуры когда вызревают и где скапливаются большие остатки. Это и позволяет им планировать маршруты и обеспечивать эксплуатацию вагонов в течение всего года.