Им просто надоело мотаться по командировкам. Еще в 2009 году Александр Маслов, радиоинженер по профессии, организовал строительную компанию «Спецавиа». Она обеспечивала российские аэропорты инфраструктурой радиоэлектронного управления полетами — всем, что касается систем диспетчерской связи, навигации, отслеживания взлета-посадки. Приходилось ездить по всей стране, от Мурманска до Кунашира, неделями, а то месяцами находясь далеко от дома. Но со временем Маслову и его команде захотелось спокойной жизни: «Мы решили вырастить бизнес поближе к дому, — говорит он. — Мне очень нравится приходить на работу в восемь часов утра, а домой — в шесть часов вечера».
Таким бизнесом оказалось производство 3D-принтеров для строительства домов.
Идея использования 3D-печати в строительстве не принадлежит «Спецавиа». Александр Маслов сам говорит, что к мысли производить строительные 3D-принтеры его привела в том числе разработка Андрея Руденко — нашего бывшего соотечественника, уехавшего в Штаты: впервые тот продемонстрировал возможности своего печатного устройства в 2014 году, возведя на заднем дворе своего дома в Миннесоте модель средневекового замка. Однако оборудование, выпускаемое компанией, ее инженеры с 2012 года разрабатывали самостоятельно. Ведь прежде чем заняться 3D-принтерами, «Спецавиа» уже несколько лет выпускала станки с ЧПУ для плазменной резки металла. Это было первым шагом к выращиванию бизнеса недалеко от дома. На этом направлении можно было в полной мере реализовать компетенции сложившейся в «Спецавиа» команды инженеров. Вот только рынок станков со временем потерял свою привлекательность. Так и пришли к 3D-принтерам: это ведь тоже конструкции с ЧПУ.
«Идея производить ЧПУ-станки для печати бетоном, была, конечно, авантюрная и абсурдная. Четыре года назад это даже не воспринималось как инновационная технология: все улыбались, слыша о таком подходе к строительству», — рассказывает Александр Маслов. Он замечает, что маркетологи до сих пор с трудом понимают, как им удалось продать первые принтеры. Ведь их профессиональные компетенции подсказывают, что практически невозможно продать продукт, аналогов которого до его появления на рынке не было. Но «Спецавиа» начала с того, что создала сайт, разместила на нем информацию, позиционирующую печать из бетона как технологию для малого бизнеса, и продвигала сайт через интернет-ресурсы. «Лукавства никакого не было: лавочка, напечатанная на принтере, стоит восемьсот рублей, печатается полчаса, а продается она по цене от пяти до двенадцати тысяч рублей, — продолжает Маслов. — Экономика очень вкусная. И люди, первыми купившие принтер, окупили инвестиции за четыре месяца. Другое дело, что, напечатав три тысячи лавочек в год, малый бизнес столкнулся с тем, что их трудно продать. А потом мы начали разъяснять, что печатать лавочки и заборы дело нехитрое, нужно строить целые дома».
Сегодня компания выпускает оборудование для печати конструкций разных форм и размеров из обычного бетона и гипса, наиболее доступных сегодня материалов. Правда, в расчете на будущее «АМТ-Спецавиа» разрабатывает строительные смеси специально для аддитивных технологий, совместно с «Евроцемент групп», крупнейшим производителем цемента в стране, с которым компания заключила соглашение о партнерстве. Печатать можно как малые архитектурные формы: лавочки, скамеечки, фонтанчики, то есть все, что пригодно для ландшафтного дизайна и для благоустройства придомовой территории, — так и элементы зданий. Но самые большие принтеры от «АМТ-Спецавиа» позволяют отпечатать дом площадью до 189 квадратных метров и высотой до трех этажей не в цехе, а непосредственно на строительной площадке, на фундаменте. И никто уже не подтрунивает над предложенной «АМТ-Спецавиа» технологией строительства. От продажи принтеров компания сейчас получает основную долю доходов. Реализовано уже порядка 70 единиц. Самый маленький принтер стоит 960 тыс. рублей, самый востребованный, дающий 80% продаж, — полтора миллиона, а самый большой и дорогой — четыре миллиона рублей. Рассчитаны принтеры на эксплуатацию в течение 30 тыс. часов, то есть на несколько лет непрерывной работы. «Их можно не выключать — работать в три смены», — замечает Александр Маслов.
Аддитивные технологии, конечно, пока не заменят все другие способы строительства. Однако, как полагают в «АМТ-Спецавиа», даже не отказываясь полностью от традиционных технологий, многие строительные компании будут заинтересованы иметь в своем арсенале 3D-принтеры. На них гораздо эффективнее делать нестандартные детали строительных конструкций. Скажем, клиент компании в Казахстане использует принтер для печати вентиляционных шахт в возводимых им зданиях. Дело в том, что при точечной застройке многоэтажки строятся по индивидуальным проектам, поэтому вытяжки, пронизывающие дома снизу вверх, тоже получаются нетиповыми. Заказывать формы для таких шахт на заводе невыгодно: долго и нерентабельно. Между тем на принтере 40 метров нестандартных вентиляционных шахт для здания в 14 этажей можно отпечатать за день. Или, скажем, методом прямой опалубки, более подходящим для прямоугольных сооружений, очень сложно исполнить модные полукруглые фасады — с так называемой лекальной кривизной, в то время как на строительном принтере — легко, просто и удобно. «Принтеру все равно, по какой траектории укладывать бетон, поэтому на принтере можно сделать очень сложную форму. Это, наверное, основное его достоинство. На принтере, может быть, нерентабельно печатать прямоугольные простые гаражи, их проще положить из кирпича или из газосиликата. Но сформировать эркеры, башенки, входные группы, оригинальные фасады — удел именно этого оборудования. Что касается печати стен, то экономия составляет от 30 до 60 процентов на коробку здания. В общем объеме строительства это может варьироваться от семи до двенадцати процентов», — поясняет Александр Маслов.
Первой страной, куда экспортировали принтер, была Молдавия. Параллельно шел процесс переговоров с клиентами из Дании. Датское правительство объявило о государственной поддержке технологии 3D-печати в различных сферах экономики. Так что одна датская фирма, торгующая 3D-принтерами, решила расширить свой ассортимент за счет строительных принтеров. Поездив по свету и изучив предложение, датчане остановилась на продукции «Спецавиа». «Сидели они у нас, рассказывали, как у них в Европе все круто, как мы в России отстаем от нее, но оборудование приобрели, и наши потом посмеивались: отсталые-то мы, нецивилизованные, но пользоваться они будут нашим принтером», — иронизирует Александр Маслов. Впрочем, фирма, купившая ярославский принтер и при поддержке российских инженеров напечатавшая здание в Копенгагене, совсем не афиширует страну его происхождения и приписывает разработку себе, поскольку получила государственный грант и должна за него отчитываться. Этот факт вызывает разочарование в партнерах и вынуждает «Спецавиа» готовить документы для защиты своих интересов.
Сейчас дилеры компании работают в Казахстане, Молдавии, Узбекистане. Запросы поступают из Японии, Кореи, Китая, Соединенных Штатов, Канады; продукцией «Спецавиа» заинтересовались практически во всех странах Европы. Правда, не всегда легко понять специфику рынка и торговых правил той или иной страны. Помогает Ярославский экспортный центр. Да и сами ищут оптимальные подходы. Например, в Иране, Саудовской Аравии, Бахрейне вышли на выходцев из России, освоивших язык и наладивших связи в деловых кругах, готовых помочь представителям «АМТ-Спецавиа», всю жизнь прожившим в Ярославской губернии, освоить нюансы восточного делового менталитета, который, кстати, еще и отличается от страны к стране.
Конкуренция на мировом рынке строительных 3D-принтеров ощутимая: в мире существует порядка 50 стартапов, разрабатывающих, как и «АМТ-Спецавиа», строительное 3D-оборудование. Но пока никто не может выпускать его серийно. И в основном это цеховое оборудование, печатающее элементы домов, которые потом доставляются и собираются на стройплощадке. Особняком стоит китайская компания WinSun, обладающая самым крупным и производительным принтером: он печатает пятиэтажки из строительного мусора, причем способен отпечатать до десяти домов в сутки. Но комплекс пятиэтажек, выстроенный WinSun в промзоне в Шанхае, — демонстрационный, он даже не подключен к коммуникациям. В отличие от жилого дома в Ярославле, построенного с помощью 3D-принтера «АМТ-Спецавиа» по всем строительным правилам, то есть по проекту, с необходимыми согласованиями и постановкой на кадастровый учет, и отеля-офиса в Копенгагене.
Тем не менее в компании учитывают риск появления новых субъектов рынка и понимают, что противостоять этому риску можно только одним способом — развивать продукт, повышать его производительность и качество работы. И поэтому всю прибыль «АМТ-Спецавиа» направляет на разработку принтеров нового поколения, которое должно дополнить то, что находится в портфеле компании уже два с половиной года. Правда, прибыли для финансирования новых разработок в нужном объеме недостаточно, так что дочерняя компания «Спецавиа» — АМТ — стала резидентом Сколково, рассчитывая на гранты, и ищет инвесторов.
Разработка нового поколения 3D-принтеров «АМТ-Спецавиа» ведет в сотрудничестве с инжиниринговыми компания и научными организациями, понимая, что всё свои силами сделать невозможно. Речь идет об оборудовании для многоэтажного строительства. Его планируется запустить в серию в начале следующего строительного сезона.
Впрочем, нынешнее поколение принтеров, вполне приспособленное к малоэтажной массовой застройке, в ближайшее время не уйдет с рынка: его конкурентные преимущества — способность работать на местном сырье, надежность и простота в эксплуатации, а также предустановленные лицензионные программы.