Петербургская компания по производству устройств с числовым программным управлением (УЧПУ) и приводов «Балт-Систем» является лидером в России и принадлежит к числу известных в этой сфере мировых производителей. За двадцать лет своего существования предприятие разработало десять моделей ЧПУ и четыре вида приводов, разных по сложности производства и обработки. В 2017 году «Балт-Систем» повторно прошла процедуру оценки соответствия директивам ЕС и получила европейский сертификат соответствия СЕ. «Мы единственный в России производитель ЧПУ, который имеет такой сертификат, — подчеркивает заместитель генерального директора компании Андрей Костенко.
ЧПУ — это небольшой компьютер и ряд вспомогательных программ, которые позволяют станку изготавливать сложные детали и обрабатывать различные заготовки. Грубо говоря, этот механизм управляет движением кончика инструмента, помогая ему создавать нужное изделие. Привод — это элемент, благодаря которому действия станка осуществляются в соответствии с программой, то есть ЧПУ заставляет машину работать по определенной схеме.
«Балт-Систем» основана в 1998 году. Однако, по словам Андрея Костенко, история производства ЧПУ на предприятии началась намного раньше, еще в 1970-е. После развала СССР организация смогла пережить финансовый кризис и стать конкурентоспособным производителем УЧПУ для рынков ближнего и дальнего зарубежья. Экспорт осуществляется в трех направлениях: прямые поставки УЧПУ заказчику, продажа готовых станков с УЧПУ «Балт-Систем» и сбыт через инжиниринговые компании. На первое направление приходится 5% общих продаж компании, на два последних — 5–7%. То есть 10–12% УЧПУ идет на экспорт, в штуках это 110–120 устройств. Основные страны-импортеры — Германия, Болгария, Сербия, Италия и Польша.
Время, цена, интерфейс
Производителей ЧПУ в мире много, более ста фирм, однако самых известных можно по пальцам перечесть: Fagor Automation (Испания), Fanuc (Япония), Heidenhain и Siemens (Германия), «Балт-Систем» (Россия). Все компании-лидеры начинали свою работу в этом направлении еще во второй половине XX века. «Остальные производители на несколько уровней ниже, потому что просто так придумать и разработать УЧПУ невозможно. Нужен длительный опыт, много людей и времени для работы над данным продуктом», — объясняет Андрей Костенко.
Несмотря на то что, скажем, в Германии есть свои разработчики ЧПУ, немецкие заводы покупают УЧПУ у российского производителя. Своими главными конкурентными преимуществами в «Балт-Систем» считают быстрое выполнение заказа и низкую цену. Для сравнения: на изготовление УЧПУ для определенного заказчика у «Балт-Систем» уходит десять рабочих дней, а у предприятий-конкурентов — несколько месяцев. Сжатые сроки, как утверждает Андрей Костенко, не сказываются на качестве продукта: «Все дело в технологиях. Если у вас правильная технология проверки и тестирования, все делается в соответствии с ГОСТами, нашими и международными, то все должно быть хорошо».
На сокращение срока изготовления УЧПУ «Балт-Систем» влияет также использование в производстве Индустрии 4.0. За оформление заказа, его обработку, подсчет стоимости работы и передачу исходных данных на предприятии отвечают машины. Компании удалось сократить большое количество бухгалтеров и время на передачу информации. Да и в целом на предприятии задействованы всего 54 человека. Компактность организации дает возможность эффективно применять информационные технологии — на огромных заводах иностранных производителей ЧПУ обмен данными происходит медленнее из-за большого количества отделов и сотрудников.
Разница в цене дает «Балт-Систем» огромное преимущество перед западными конкурентами. Станки с российским ЧПУ стоят от одного до двух миллионов рублей, а с ЧПУ Siеmens и Fanuc — в два с половиной — три с половиной раза дороже. Гарантийный срок на продукцию «Балт-Систем» составляет три года, а у зарубежных производителей — два. Впрочем, как признается Андрей Костенко, к ним редко обращаются за техподдержкой, а некоторые станки с их системой ЧПУ, выпущенные двадцать лет назад, до сих пор работают.
Что касается качества ЧПУ, то, по словам Костенко, оно практически одинаковое у всех марок, так как используется одна элементная база: микросхемы, элементы, которые ставятся на платы, выходные каскады закупаются у одних и тех же производителей. Но компании-разработчики применяют разный подход к реализации программного продукта. УЧПУ «Балт-Систем» обладают удобным интерфейсом, которым может пользоваться как новичок, так и специалист, ранее работавший в программах Siemens или Fanuc.
Европейские санкции и российские налоги
Экспорт необходим «Балт-Систем», поскольку он позволяет расширить список компаний-партнеров и закрепиться на рынке. Например, первое знакомство с чешским станкозаводом TOS Varnsdorf произошло пять лет назад, а два года спустя чехи полностью перешли на российскую систему ЧПУ. Теперь чешские станки собираются уже в России и оснащаются программным продуктом «Балт-Систем». Встречи с потенциальными покупателями происходят на международных выставках в Брно и Ганновере. Однако эффективнее работает сарафанное радио, и чаще всего с продуктами «Балт-Систем» знакомятся по рекомендации.
Тем не менее активному проникновению российского производителя ЧПУ на привлекательный европейский рынок мешает ряд препятствий. В первую очередь это двойное налогообложение, поскольку УЧПУ приравниваются к технологиям двойного назначения. В результате «Балт-Систем» должна платить пошлину 25–30% в рамках экспортного контроля такой продукции. Это ведет к повышению конечной цены изделий и снижению конкурентоспособности. По мнению Андрея Костенко, такая мера не совсем оправданна: «Я понимаю, что для стран третьего мира обязательна эта процедура или, допустим, для стран бывшего СССР. Но применять те же самые законы к поставкам в ЕС или США не совсем корректно. В ЕС и без нас ЧПУ выпускают, и если мы свои туда не поставим, их все равно поставят Fanuc, Heidenhain, Siemens или еще кто-то».
Еще одно препятствие, с которым пришлось столкнуться российской компании, — ограниченный объем экспорта в Европу. По закону, принятому в Германии три года назад, немецкие предприятия обязаны использовать 85% систем ЧПУ европейского производства, 10% — из других стран и 5% — специального оборудования. То есть российская компания не может выходить за рамки 10% на рынке ЧПУ в Германии, а если учесть, что существуют другие известные неевропейские производители, например японская Fanuc, то доля экспортных ЧПУ из России значительно сокращается. При этом аналогичных ограничений на нашем рынке не существует, поэтому продукция отечественных предприятий остается без защиты государства и порой вытесняется продукцией иностранных компаний.
Европейский рынок в целом тоже готов поглотить 15% ЧПУ из-за рубежа. Но в любом случае на долю «Балт-Систем» приходится лишь 0,01% этого объема. В компании признаются, что ей не хватает ресурсов для расширения производства. Несмотря на то что в России существуют программы поддержки российского производителя, по мнению Андрея Костенко, работают они неэффективно. «На самом деле у каждого министерства очень большой бюджет, но он распыляется по всем компаниям, а их очень много. Причем вне зависимости от того, пирожки они продают или системы ЧПУ, суммы распределяются примерно одинаково. Не существует критериев распределения финансов», — сетует он. Правда, признает, что реальную господдержку экспортеры получают при прохождении сертификации.
Дефицит денег — главное препятствие для «Балт-Систем» в открытии партнерских центров за границей. И все же несколько таких центров компания открыла: в Болгарии, Сербии, Польше и Прибалтике. В 2013 году должен был появиться центр в Германии, но проект пришлось заморозить из-за начавшегося кризиса и санкций. В скором времени, по заверению руководства «Балт-Систем», попытки осуществить этот замысел будут возобновлены.