Прошлый год оказался для российского лизинга удачным, но надо понимать, что основную роль в этом сыграла господдержка автолизинга. Напомним, программа льготного лизинга в России была запущена в 2015 году, чтобы поддержать авторынок; ее суть сводилась к субсидированию части авансового платежа в размере 10% стоимости транспортного средства. При этом объем выделяемых государством денег все время рос: в 2015 году на субсидирование лизинга Минпромторгом было выделено 5 млрд рублей, а в 2017-м уже 10 млрд. Но с этого года объем господдержки начинает уменьшаться — так что, с большой вероятностью, в 2018 году мы увидим замедление темпов роста лизингового рынка. Так, недавно правительство рассмотрело вопрос выделения бюджетных денег на стимулирование производства в отраслях автомобилестроения и легкой промышленности. В числе прочего в этом году планируется выделить на стимулирование автолизинга 4 млрд рублей, а на стимулирование продаж автотранспорта физлицам — 3 млрд рублей.
«Семь миллиардов рублей пойдет на программы льготного кредитования и льготного лизинга транспортных средств, — сказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. — Это поможет сохранить кредитные и лизинговые ставки на нормальном уровне, поддержать спрос на автомобили, что мы делали в последние годы. Рассчитываем, что в 2018 году в рамках такой программы будет продано не менее 50 с лишним тысяч единиц техники».
Низкая база и господдержка
Представители отрасли и эксперты позитивно оценивают 2017 год.
По данным «Эксперт РА», объем лизингового бизнеса в 2017 году вырос на 48% и достиг 1,1 трлн рублей, превысив исторический максимум. Драйверами роста рынка выступили автолизинг и железнодорожный сегмент. Крупнейшим сегментом на рынке остается автолизинг, объем которого по итогам 2017 года вырос на 48% и составил 369 млрд рублей. Железнодорожная техника показала рост впервые с 2011 года за счет программы утилизации старых вагонов, что привело к дефициту подвижного состава и, как следствие, к повышению спроса на новые вагоны. «Поддержку лизингу в целом оказал операционный лизинг, который по итогам года составил 21 процент от объема нового бизнеса, — добавляет ведущий аналитик по банковским рейтингам “Эксперт РА” Ксения Балясова. — Рост оперативного лизинга произошел преимущественно за счет крупных корпоративных сделок лидеров рынка с авиа- и железнодорожной техникой».
Директор группы банковских рейтингов агентства АКРА Александр Проклов отмечает важность роли предпринимательских ожиданий в лизинге: «В 2017 году рынок лизинга восстанавливался после спада и стагнации, которые он переживал в 2015 году и в начале 2016-го. Особенно быстрыми темпами восстанавливались такие сегменты рынка, как лизинг авиационной техники, автотранспорт и железнодорожная техника. В некоторых сегментах, например в лизинге автотехники, рост был связан не столько с улучшением экономической ситуации (оно было минимальным), сколько с исчерпанием краткосрочных пессимистических ожиданий со стороны предпринимателей».
Заместитель генерального директора АО «ВТБ Лизинг» Евгений Татаринов отмечает, что на положительную динамику рынка лизинга в прошлом году оказали влияние не только показавшие свою эффективность программы государственной поддержки авиа- и автопрома, но и отложенный спрос и укрепление рубля. В 2017 году, вслед за пошедшим в рост после затяжного спада авторынком, положительную динамику показал и сегмент автолизинга. Впервые с 2012 года продемонстрировал рост новый бизнес в сегменте железнодорожной техники, что можно объяснить активным замещением парка изношенных вагонов.
Генеральный директор ООО «Пежо Ситроен Лизинг» Дмитрий Терещенко также согласен с определяющей ролью господдержки. «В целом для рынка лизинга 2017 год был периодом бурного роста розничного лизингового портфеля благодаря госсубсидиям, уменьшению количества игроков на рынке розничного лизингового финансирования, увеличению доступности розничного финансирования лизинговых проектов и снижению стоимости привлечения фондирования для лизинговых компаний, — говорит г-н Терещенко. — Для нас 2017 год был периодом заключения первых договоров лизинга. Мы как лизинговая компания концентрировали свою активность в сфере финансирования представителей малого и среднего бизнеса, наши клиенты приобретали автомобили Peugeot, Citroёn, DS для развития собственного бизнеса».
«Участники рынка оценивают 2017 год как один из самых динамичных после кризисных явлений 2008–2009 годов, — соглашается генеральный директор ЗАО «Регион Лизинг» Рустем Мухамедов. — Объем нового бизнеса превысил триллион рублей. Новый бизнес сконцентрирован в сегментах авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта (более 75 процентов). Могу выделить две причины — назревшая потребность в обновлении транспортного парка, в том числе из-за выбытия большого парка железнодорожных вагонов, и наличие программ государственной поддержки».
Однако, подчеркивает глава «Регион Лизинга», до сих пор крайне невысокой остается доля сделок с оборудованием — хотя именно такой лизинг действительно необходим для дальнейшего развития отечественной экономики. «Небольшой удельный вес в объеме нового бизнеса занимают сделки с оборудованием. Оно обычно является менее ликвидным, а значит —– более рискованным предметом лизинга, — рассказывает г-н Мухамедов. — Кроме того, процесс модернизации производственных предприятий технологически сложнее, чем обновление транспорта. Но именно лизинг инновационного оборудования — необходимое условие развития отечественной промышленности и фундамент роста производства».
Крупные игроки не пострадают
В минувшем году ЦБ взялся за реформу лизинговой отрасли, с тем чтобы сблизить ее регулирование с регулированием других секторов и сделать лизинговые компании более устойчивыми. Реформа должна завершиться в 2021 году, предполагается, что к этому моменту все лизинговые компании должны будут рассчитывать капитал по определенной методике, состоять в СРО, соблюдать повышенные требования регулятора по капиталу: для компаний с балансовой стоимостью активов 500 млн рублей — и 70 млн рублей с 2020 года.
В исследовании ЦБ, которое проводилось в рамках подготовки реформы лизингового рынка, отмечается, что лизинговый сектор обладает приемлемой финансовой устойчивостью и кредитное качество совокупного лизингового портфеля является умеренным (доля просроченной задолженности оценивается в 4,75% против 10,7% у банковского сектора). Однако из-за тесной взаимосвязи с банковским и нефинансовым секторами дефицит собственных средств у лизинговых компаний может привести к «эффекту заражения». Собственно, в своей реформе ЦБ следует выводам этого исследования — полагая, что для более точного анализа и управления рисками лизингового сектора необходимы изменения в системе финансового учета и отчетности, а также введение требований к раскрытию информации и системе риск-менеджмента.
Участники рынка и эксперты оценивают перспективы реформы по-разному. Так, Дмитрий Терещенко говорит, что в реформе нужно соблюсти баланс интересов всех участников рынка. «Думаю, что мы не сможем избежать снижения доступности к финансированию представителей реального бизнеса», — опасается гендиректор «Пежо Ситроен Лизинг».
В свою очередь, Рустем Мухамедов считает, что проводимая реформа лизингового рынка приведет, в первую очередь, к уходу с рынка небольших компаний, для которых лизинг не является основным видом деятельности. Такие компании могут перейти в формат работы по договорам аренды или продажи в рассрочку. «Большинство профессиональных операторов лизингового рынка уже соответствуют требованиям ЦБ, анонсированным на текущий момент, — говорит г-н Мухамедов. — Однако изменение правил учета и возможное дальнейшее ужесточение требований в областях риск-менеджмента, учета и внутреннего аудита — это значимые нововведения, которые потребуют внедрения нового программного обеспечения, корректировки бизнес-процессов, обучения персонала». Так что в долгосрочной перспективе расходы компаний в связи с неминуемым повышением требований к управлению рисками, переходом на МСФО и внедрением новых информационных систем (для крупных компаний рост издержек оценивается в 5–10%, для небольших — 25% и более) будут способствовать концентрации рынка, предупреждает гендиректор «Регион Лизинга».
Александр Проклов также ожидает ряда слияний и поглощений в результате затеянной ЦБ реформы, а также ухода с рынка мелких игроков, которые либо не будут удовлетворять требованиям по капиталу, либо не занимаются профильной деятельностью. «Речь идет не столько о росте концентрации рынка (в некоторых его сегментах он и так высококонцентрированный), сколько о расчистке и упорядочении сегмента небольших лизинговых компаний, — уточняет директор группы банковских рейтингов АКРА. — О некоторых положениях обсуждаемой реформы можно спорить, но в целом мы как рейтинговое агентство относимся к ней позитивно, поскольку ожидаем от нее улучшения качества отчетности компаний и минимизации кредитных рисков».
По мнению же Ксении Балясовой, именно высокая концентрация в некоторой степени смягчит последствия реформы. «Поскольку для рынка характерна высокая концентрация на крупнейших игроках (топ-10 компаний занимают более 60 процентов рынка), которые уже сейчас во многом соответствуют планируемым требованиям, то существенного давления на рынок реформа не окажет. Возможными последствиями станет дальнейшее укрупнение лидеров рынка и сокращение числа небольших компаний, что может привести к росту концентрации рынка», — соглашается аналитик «Эксперт РА».
Рассуждая о результатах реформы, нельзя не упомянуть разрабатываемые поправки в Гражданский кодекс о наделении договоров лизинга самостоятельной квалификацией и определении правовой природы договора лизинга. Рустем Мухамедов объясняет, что эти поправки позволят добиться соответствия действующего законодательства и реально сложившейся судебной практики, а также повысить единообразие самой судебной практики. Все это, в свою очередь, должно привести к единому пониманию правил игры на лизинговом рынке как лизингодателями, так и лизингополучателями, уменьшить количество спорных ситуаций, рассматриваемых в судах, минимизировать недобросовестные действия сторон лизинговых правоотношений.
Автолизинг под вопросом
По прогнозу г-жи Балясовой из «Эксперт РА», рекордные темпы прироста автосегмента лизинга замедлятся из-за снижения объемов госсубсидирования до 6,13 млрд рублей с 13,75 млрд рублей, выделенных в прошлом году, но, несмотря на сокращение объема господдержки, автолизинг останется крупнейшим из сегментов и вырастет на 25%.
С другой стороны, отмечает г-н Проклов из АКРА, на сегодня сокращение госсредств не представляется фактором, способным оказать радикально сдерживающее влияние на темпы роста лизинга в тех секторах, которые подпадают под госпрограмму: все же рынок сегодня существует в благоприятных экономических условиях. «Общее снижение ставок по рынку и формирующиеся низкие инфляционные ожидания создают благоприятный фон для развития бизнеса и за пределами госпрограмм, которые принимались для антикризисного стимулирования и вряд ли будут продолжены в среднесрочной перспективе», — считает Александр Проклов.
Сами представители отрасли расходятся во мнениях. Так, Дмитрий Терещенко считает, что, с одной стороны, завершение господдержки — печальный факт, так как, конечно, всем лизинговым компаниям за счет этого удается сделать более выгодное предложение для конечного клиента. Но с другой стороны, если госсубсидии снижаются, значит, экономический спад заканчивается и нас ожидает постепенный умеренный рост потребления, а это для экономики в целом замечательно.
«Несколько лет подряд лизинг автотранспорта является одним из ключевых драйверов роста всей лизинговой отрасли. Большое значение в развитии автолизинга имеют программы государственной поддержки, которые реализует Минпромторг РФ, — констатирует г-н Мухамедов из “Регион Лизинга”. — Лизинг автомобилей был и остается одним из самых динамичных сегментов рынка, чему способствовало увеличение размера субсидируемого авансового платежа до 12,5 процена по программам “льготного” лизинга и запуск новой программы поддержки лизинга дорожно-строительной и коммунальной техники в 2017 году. Сокращение объема средств, выделяемых из бюджета на программы “льготного” лизинга, спровоцирует прежде всего снижение объемов нового бизнеса с отечественными грузовыми автомобилями».
«Не стоит исключать возможной корректировки объема бюджетного финансирования льготных программ лизинга в середине текущего года, — предупреждает г-н Татаринов из “ВТБ Лизинга”. — И в случае, если объем финансирования этих программ не будет скорректирован, следует прогнозировать снижение темпов роста лизинговых продаж».
Низкие ставки как стимул
Основные факторы разобраны, осталось постараться сделать на их основе прогноз на 2018 год. Игроки рынка в целом сдержанно оптимистичны. Генеральный директор «Регион Лизинга» рассказывает, что, с одной стороны, снижение общего уровня ставок на рынке заемных средств неизбежно приведет к сокращению ставок по лизингу, к сокращению дохода лизинговых компаний. Но с другой стороны, удельный вес налоговых преимуществ от использования лизинга становится выше, что сделает лизинг более привлекательным для предприятий, использующих его из этих соображений. «Кроме того, те лизинговые компании, которые смогут опережающими темпами снизить стоимость своего фондирования по отношению к снижению ставок по заключенным договорам лизинга, могут получить ощутимый дополнительный доход в кратко- и среднесрочной перспективе, — говорит г-н Мухамедов. — В долгосрочной перспективе лизинговые компании для сохранения уровня своей маржи, по нашему мнению, будут расширять перечень услуг и дополнительных сервисов, оптимизировать бизнес-процессы, снижать издержки. Можно предположить, что снижение ставок станет дополнительным стимулом для развития лизингового рынка. По нашему мнению, рост лизингового бизнеса продолжится, хотя и не такими высокими темпами, как в 2017 году: в среднесрочной перспективе он составит 10–15 процентов в год. Основными драйверами роста останутся лизинг автомобилей, специальной и строительной техники, железнодорожного транспорта. В южных регионах страны традиционно будет развиваться лизинг сельскохозяйственной техники. Надеемся, что увеличится число лизинговых договоров с производственным оборудованием».
В свою очередь представитель АКРА отмечает, что «в целом лизинговый рынок продолжит рост, и указанные выше сегменты останутся, по нашим ожиданиям, лидерами роста. Снижение ставок позволит дополнительно активизировать рост, особенно в тех сегментах, которые ориентированы на малый и средний бизнес, — это автотранспорт и строительная техника».
Заместитель генерального директора «ВТБ Лизинга» согласен с тем, что драйверами роста рынка лизинга в 2018 году по-прежнему будут программы государственной поддержки ряда отраслей, расширение программ импортозамещения, а также дальнейшее финансирование инфраструктурных проектов. «Прогнозируем рост конкуренции на российском рынке автолизинга для сегмента малого и среднего бизнеса, — добавляет Евгений Татаринов. — Это будет связано как с изменениями продуктовой политики, модернизацией и расширением лизинговых программ у действующих крупных игроков, так и с выходом на рынок автолизинга новых участников, для которых этот сегмент ранее не был приоритетным, они были нацелены на продажу лизинга крупным корпоративным клиентам».
«Выходят новые игроки на рынок розничного лизинга, как с российским, так и с иностранным капиталом, идет оптимизация расходов и процессов в лизинговых компаниях для увеличения привлекательности лизинговых предложений для конечных клиентов, многие компании вводят электронный документооборот, — перечисляет Дмитрий Терещенко. — Мы, конечно, как лизинговая компания, напрямую заинтересованы в снижении ставок фондирования, то есть предлагаем все более и более выгодное предложение по лизингу на автомобили Peugeot, Citroёn, DS».
В целом прогноз на 2018 год можно назвать стабильным, хотя и не столь радужным, как в 2017-м. По прогнозу «Эксперт РА», «поддержку рынку продолжат оказывать государственные программы. Кроме того, по нашим оценкам, ключевая ставка снизится до 6,5 процента, что позволит лизинговым компаниям привлечь более дешевые ресурсы для расширения масштабов бизнеса. Вместе с этим за счет высокой базы предыдущего года темп роста лизингового рынка замедлится до 20 процентов». В итоге, по мнению «Эксперт РА», объем нового бизнеса в 2018 году достигнет 1,3 трлн рублей.