Компания АКОМ была создана в знаковое для российской автомобильной отрасли время. В начале 2000-х отечественные автопроизводители на фоне жесткой конкуренции с импортом встали перед необходимостью существенно повысить качество своей продукции. Одновременно началось проникновение в страну иностранных автомобилестроителей. Однако поставщики одного из важнейших элементов автомобиля — стартерных аккумуляторных батарей — в России тогда недотягивали до мировых стандартов. Тут и появляется АКОМ — совместное предприятие, созданное по инициативе испанской компании Tudor, «дочки» американской транснациональной корпорации Exide Technologies, одного из лидеров мирового рынка аккумуляторных батарей разного класса. Испанцы пришли в Россию с намерением наладить выпуск свинцово-кислотных батарей — самых востребованных в современном мире благодаря универсальным характеристикам и невысокой стоимости. По сообщениям СМИ, Tudor получила в СП 85%, поскольку вносила свою долю технологиями, оборудованием и комплектующими. Участник с российской стороны — завод «Энерготехмаш» — получил меньшую долю, так как его взнос состоял всего лишь в предоставлении производственных площадей.
Находились эти площади в Жигулевске Самарской области, неподалеку от Тольятти, где все еще действовал флагман советской автомобильной отрасли АвтоВАЗ.
Генеральным директором АКОМ стал Николай Игнатьев. Способствовали этому его профессиональный опыт и знания о потребностях автомобильной отрасли, накопленные за годы работы в ней. Начинал он непосредственно на производственных линиях АвтоВАЗа — мастером и начальником цеха. Затем долго работал за границей: сначала как представитель АвтоВАЗа в Йемене и Ирландии, а потом в ирландской компании по продаже автомобилей. Пребывание за рубежом дало ему возможность разобраться, кто есть кто в мировой индустрии комплектующих для автомобилей, понять, какого уровня технологий она достигла. В начале 2000-х эти знания оказались востребованными в России. И уже тогда Игнатьев рассчитывал достичь амбициозной цели: сделать бренд АКОМ глобальным.
В качестве основных каналов сбыта в момент создания АКОМ рассматривались собственно АвтоВАЗ и созданное им с General Motors СП GM-Avtovaz по производству внедорожников Chevrolet-Niva, вторичный рынок запасных частей и поставки на экспорт. Сейчас АКОМ — поставщик крупнейших российских автопроизводителей, в том числе международных автоконцернов, открывших производство в России. Более 50% всех поставок батарей на сборочные предприятия страны идут с АКОМ, компания поддерживает это лидерство уже шесть лет. И если в 2002 году она была готова выпустить 600 тыс. батарей, то сейчас это уже свыше 2 млн штук в год при производственных мощностях, рассчитанных на 3,4 млн штук.
Ориентироваться с самого своего появления на свет не только на внутренний рынок, но и на внешний, компания смогла благодаря использованию самых передовых технологий. Первый экспортный контракт был заключен в ноябре 2002 года с казахстанской компанией, в 2003 году география экспорта была расширена за счет Армении. Сегодня АКОМ лидирует на внешних рынках среди отечественных производителей аккумуляторных батарей: компания обеспечивает 70% их экспорта из России. Экспортные поставки АКОМ осуществляет в полтора десятка государств, не только бывших советских республик, но также в Сербию и Грецию.
Через несколько лет после создания АКОМ появились сообщения, что между акционерами возникли противоречия. Как бы то ни было, Tudor вышла из предприятия. Но и будучи самостоятельной, АКОМ продолжила курс на освоение передовых технологий, без чего невозможно конкурировать на рынке стартерных батарей, где, с одной стороны, появляются новейшие разработки западных поставщиков, а с другой — китайские дешевые изделия.
Речь идет не только о заимствовании технологий, хотя АКОМ имеет опыт лицензионной сборки батарей не только от Tudor, но и от другого мирового лидера аккумуляторного рынка — американской Johnson Controls. В свое время АКОМ создала СП с дочерней структурой последней — немецкой Varta Autobatterie GmbH. Это позволило компании первой в стране начать производство экологически безопасных холодо- и коррозиестойких аккумуляторов.
Но в последнее время АКОМ активизирует свои собственные усилия в развитии технологии. Компания направляет минимум 0,3% выручки на НИОКР. И получает поддержку от государства. В 2015 году компании выделили 500 млн рублей в качестве займа по линии Фонда развития промышленности Минпромторга РФ на расширение действующего производства и разработку новой импортозамещающей продукции — аккумуляторных батарей классов EFB, AGM и GEL, 95% которых на российском рынке пока составляет импорт. И пусть производственные линии до сих пор оснащаются импортным оборудованием, теперь это происходит совершенно иначе: как нам рассказали в АКОМ, в 2016–2017 годах для обновления производства было поставлено уникальное оборудование, характеристики которого оговорены с компанией. Продуктовый портфель АКОМ пополнился аккумуляторными батареями, произведенными по технологии EFB, обеспечивающей лучшую надежность и производительность по сравнению со стандартными свинцово-кислотными аккумуляторами, характеристики которых не уступают импортным аналогам. При этом батареи АКОМ, произведенные по технологии EFB, обладают меньшей потребляемой мощностью на один грамм активной массы, меньшим весом и повышенной эксплуатационной безопасностью. Кроме того, EFB-аккумуляторы АКОМ существенно дешевле мировых аналогов, что дает им выигрыш на шкале соотношения «цена–качество».
Дело в том, что постепенно АКОМ локализовала свое производство: если первоначально на российских поставщиков приходилось около половины поставок сырья и материалов, то сейчас уже 93%. Локализация происходила в том числе за счет перетягивания в Россию иностранных производителей. Уже создав локализованное металлургическое производство и производство некоторых пластмассовых изделий, из-за отсутствия которого в свое время пришлось взаимодействовать с Tudor, компания в 2014 году организует СП с европейским лидером по поставкам крышек аккумуляторов люксембургской Accumalux Group.
«Для полной локализации недостает некоторых химических компонентов, которых у нас нет, и сепараторная лента, которая устанавливается между пластинами батареи. В России ее не производят, и предпосылок к тому не имеется. Для того чтобы быть рентабельным и выиграть у глобального игрока с точки зрения себестоимости, нужно производить 20 миллионов квадратных метров ленты в год. На аккумуляторную батарею идет 1,2 метра — значит, надо производить ленту на 18 миллионов батарей. В России нет такого рынка», — рассказывал СМИ Николай Игнатьев.
Сегодня компания стоит перед новыми вызовами. Дело в том, что полноценный выход на европейский рынок для АКОМ затруднен тем, что традиционные батареи в Европе — вымирающая категория. В крупные города уже запрещают въезд автомобилей со свинцово-кислотными аккумуляторами. Но АКОМ, как мы уже сказали, осваивает улучшенные аккумуляторы, чтобы влиться в этот тренд. А для облегчения продвижения в Европу теперь можно положиться на государственную помощь: Российский экспортный центр начал субсидировать транспортные расходы по внешнеторговым контрактам, разворачиваются программы поддержки сертификации продукции, участия в выставках, а также развития зарубежных дилерских сетей.
В перспективе АКОМ намерена освоить промышленные накопители энергии. В прошлом году компания купила 100% тольяттинской компании «Тесвольт Рус», официального лицензиата немецкой компании Tesvolt GmbH, обладающего эксклюзивным правом производства и продаж накопителей электрической энергии Tesvolt для индустрии и коммерческого сектора в России и странах СНГ.