Лоуренс Леви не рассказывает в своей книге ничего сверхъестественного — он просто описывает все действия, которые совершал после того, как по приглашению Стива Джобса пришел в компанию Pixar на позицию генерального директора. Pixar тогда только готовился выпустить свой шедевр «История игрушек», осуществивший революцию в кинобизнесе: это был первый в истории мирового кино случай, когда самым кассовым фильмом года стал анимационный фильм. «История игрушек» вышла в прокат 22 ноября 1995 года. Стив Джобс позвонил Лоуренсу Леви ровно за год да этого. Тогда Леви был финансовым директором компании в Кремниевой долине, занимающейся высокотехнологическими разработками. Pixar представлял собой один из активов Джобса (помимо NeXT — на ней было сфокусировано его основное внимание). Джобс был единственным акционером компании, которую он выкупил у Джорджа Лукаса за пять миллионов долларов в надежде, что та вот-вот совершит технологический прорыв. Но он так и не состоялся.
Когда Лоуренс Леви пришел в Pixar, объем инвестиций Джобса в компанию достиг 50 млн долларов, и он по-прежнему был вынужден ежемесячно покрывать ее убытки. Его нервы были уже на пределе. Джобс поставил перед Леви практически невыполнимую задачу: не только сделать компанию прибыльной, но и вывести ее на IPO. Насколько это сложно, Лоуренс Леви осознал не сразу: приняв предложение возглавить Pixar, он просто поддался харизме Джобса и обаянию первых фрагментов «Истории игрушек» (уже тогда они производили очень сильное эмоциональное впечатление). К тому же Леви весьма слабо представлял себе, как работает индустрия развлечений, и свои первые недели в компании просто наблюдал за тем, что происходит вокруг, и выслушивал все, что ему говорили ее сотрудники. Тогда-то он понял, что оказался между жерновами: Джобс ждал от него решений, которые позволят компании зарабатывать деньги, а ее сотрудники боялись, что действия Леви по оптимизации Pixar разрушат их уникальный творческий коллектив.
И в самом деле: режиссер Джон Лассетер и команда, которую он собрал вокруг себя со дня основания Pixar, оказались самым ценным активом, приобретенным Джобсом. Чтобы не только сохранить его, но и дать ему возможность проявить свой творческий потенциал, Леви принял ряд нестандартных решений. В частности, отказался от единственного канала, по которому в компанию приходили финансовые поступления, — продаж программного комплекса Renderman, одной из базовых технологий, используемых в создании фильмов с 3D-анимацией. Поддержка Renderman задействовала слишком много и без того ограниченных ресурсов Pixar. Ему удалось привлечь в совет директоров компании ярких личностей, устраивающих Стива Джобса, который все никак не мог отойти от шока, пережитого десять лет назад, когда он был изгнан тем самым советом директоров из основанной им же компании. Леви смог найти инвестиционные банки для выведения Pixar на IPO, после того как столь желанные для Джобса Goldman Sachs и Morgan Stanley один за другим отказали тому.
Книга Леви позволяет увидеть Стива Джобса в необычных ситуациях. Мы наблюдаем за ним, когда он еще не был таким, каким стал после феноменального успеха Pixar — после проведения IPO и вернувшись в клуб миллиардеров. Джобс предстает перед нами энергичным и целеустремленным и в то же время сконцентрированным на себе — именно таким он представал в одной из первых публикаций в американских медиа о Pixar. Мы видим, как Джобс дискутирует с Леви о решениях, которые необходимо принять, и как они вместе находят оптимальный вариант. Иногда Леви мог зайти в дом к Джобсу, а тот, увидев его, улыбался и произносил: «Привет, Лоуренс! Хочешь прогуляться?» Сам Леви подтвердил свою репутацию мастера парадоксальных решений — уходом с поста генерального директора всего пять лет спустя после того, как занял этот пост и когда компания только начала свое восхождение к вершинам успеха. Как ни странно, Леви основал компанию, которая занялась распространением опыта восточных психологических практик. Джобс, и сам не чуждый таким практикам, поддержал его, сказав: «Я рад, что кто-то из нас это делает».
Леви Лоуренс. Pixar. Перезагрузка. Гениальная книга по антикризисному управлению. — М.: Издательство «Э», 2018. — 272 с. Тираж 3000 экз.