Русское кино везде и всюду

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
2 апреля 2018, 00:00

Компания «Централ партнершип» (входит в «Газпром-медиа») в последние два года наблюдает значительный всплеск интереса зарубежных прокатчиков к русскому кино

«Легенда о Коловрате» («Централ Партнершип», киностудия КИТ) — первый российский фильм, полностью снятый с использованием технологии хромакей, когда фон, на котором снимался кадр, удаляют, а вместо него вставляют другое изображение. Как утверждают создатели картины, «ни одного кадра “Легенды” не было снято на натуре». Еще до выхода в прокат фильм был продан в 80 стран, в том числе на важнейшие мировые рынки: в США, Канаду, Германию, Францию, Италию

Международными продажами компания «Централ партнершип» занималась со дня основания. Главные хиты таких продаж прошлых лет — «Волкодав» Николая Лебедева и «Темный мир» Антона Мегердичева. Но по-настоящему заметный всплеск международной активности компании пришелся на 2016 год, когда в прокат был выпущен фильм все того же Николая Лебедева «Экипаж». Он побил все рекорды не только у себя на родине, став самым кассовым отечественным фильмом 2016-го, но и за рубежом — картину удалось продать в 127 стран. В этом проекте «Централ партнершип» выступила в качестве сопродюсера.

Генеральный директор «Централ Партнершип» Павел Степанов 48-02.jpg
Генеральный директор «Централ Партнершип» Павел Степанов

Следующим хитом стал фильм «Викинг» Андрея Кравчука. Эстафету от него приняли «Легенда о Коловрате» (проект собственного производства компании совместно с киностудией КИТ) и «Движение вверх» Антона Мегердичева Студии «ТриТэ» Никиты Михалкова. Здесь мы можем наблюдать прямую зависимость: востребованность фильма у зарубежных прокатчиков можно легко угадать по степени успеха фильма в России. В последнее время и сами прокатчики, и иностранные медиа внимательно следят за всем, что происходит в российском прокате. И как только случается крупный успех, весть об этом немедленно разносится как в профессиональной среде, так и среди самого широкого круга кинолюбителей.

Самые крупные кинорынки, на которых «Централ партнершип» в числе других компаний представляет свой контент, а также те фильмы, на которых они выступают в качестве сэйлз-агентов, проходят в Лос-Анжелесе в ноябре, в Каннах — в мае, одновременно с фестивалем, так же как в Берлине в середине февраля и в Торонто в сентябре. Там компании проводят презентации не только готовых проектов, но и тех, которые еще находятся в работе. Там ведутся наиболее активные переговоры с широким кругом потенциальных партнеров и заключаются сделки. Но бывают и исключения, которые возможны для тех партнеров, с которыми уже сложились доверительные деловые отношения. Особая история — Китай: для местных прокатных компаний проводится специальное роуд-шоу, на котором представляется новый фильм, как правило, еще не выпущенный в прокат в России, но уже переведенный на китайский язык. КНР — одна из самых привлекательных стран для производителей кино, и «Централ партнершип» может говорить, что у нее там есть и опыт проката (те же «Экипаж», «Викинг»), и налаженные деловые связи.

Компания «Централ партнершип» продала права на показ своих фильмов в 130 стран 48-03.jpg
Компания «Централ партнершип» продала права на показ своих фильмов в 130 стран

Есть две основные финансовые модели, по которым компания зарабатывает на зарубежном прокате и продажах других прав. Она может получить минимальную гарантированную сумму и роялти от последующих доходов дистрибутора на территории, или продать права на показ фильма по фиксированной цене. Специфика международного кинорынка, по оценке директора департамента международных продаж «Централ партнершип» Катерины Пшеницыной, такова, что русское кино не конкурирует на нем с англоязычным. В связи с этим США и другие англоговорящие страны относятся к числу самых сложных территорий с точки зрения продажи прав. Русские же фильмы конкурируют в основном с другим зарубежным качественным контентом и пользуются хорошим спросом в Китае, Франции, Германии, странах Латинской Америки.

Историй успеха русского кино все больше, но пока их не так много, чтобы зарубежные прокатчики не воспринимали чересчур болезненно не слишком удачные с точки зрения проката картины из России. Каждый успех расширяет дорогу для следующих картин, а провал резко ее сужает. Наиболее важный рынок — все тот же Китай. Ради местных зрителей компания может пойти на изменения в сюжете. Например, сократить те эпизоды, которые китайцам с учетом их менталитета могут не понравиться. Или ввести в сюжет персонажа китайского происхождения — в тех же анимационных фильмах или сериалах.

На данный момент специфика продаж российского контента на международные рынки заключается в том, что компании продвигают наиболее коммерчески успешные картины и понятные зарубежному зрителю жанры — блокбастеры, которые так любят в Китае, Латинской Америке («Экипаж» смотрели в Боливии, Перу и Эквадоре), исторический экшн, Sci-Fi. Возможно, появление большего количества качественных отечественных артхаусных фильмов позволит расширить и их постоянное присутствие на зарубежных рынках.