Вечером 31 марта Тверской суд города Москвы арестовал на два месяца председателя совета директоров группы «Сумма» Зиявудина Магомедова и его старшего брата Магомеда Магомедова.
Между тем несколькими часами ранее, в середине этого же дня, Зиявудин и Магомед должны были вылететь в США на частном самолете. Не успели: накануне вечером они оба были задержаны и допрошены, а уже на следующую ночь перемещены в СИЗО «Лефортово».
Братьям инкриминируется мошенничество, хищения в особо крупном размере и организация преступного сообщества. Последнее обвинение — статья 210 часть 1 УК РФ, наиболее «тяжелая», предусматривающая от 12 до 20 лет лишения свободы. А если будет доказано, что обвиняемые не только создали преступное сообщество, но и занимали высшее положение в преступной иерархии, то не исключено и пожизненное лишение свободы.
Первый пошел!
Как было заявлено в ходе судебного заседания, всего расследуется семь преступных эпизодов, связанных с хищением средств региональных и федерального бюджетов, которые были совершены компаниями, входящими в группу «Сумма». На суде следствие предварительно оценило ущерб в 2,5 млрд рублей. Зиявудин Магомедов, кстати говоря, был готов представить всю эту сумму суду в качестве залога.
Он также заявил, что его брат не имеет никакого отношения к группе «Сумма», а является партнером в других бизнесах. Магомед Магомедов подтвердил эти слова, добавив, что получает дивиденды только от Новороссийского морского порта. Впрочем, участники рынка уверены, что бизнес у братьев все-таки общий, просто Магомед не участвует в нем официально.
Вместе с Магомедовыми в тот же день был арестован Артур Максидов, глава компании «Интэкс», входящей в группу «Сумма». Кроме того, как было заявлено в ходе судебного заседания, в деле есть и другие обвиняемые, некоторые из них были арестованы ранее, а еще двое — два бывших гендиректора компании «Глобалэлектросервис» (аффилирована с группой «Сумма»), Эльдар Нагаплов и Вячеслав Кочетов — объявлены в розыск. По данным следствия, оба находятся в ОАЭ, куда уже отправлен запрос на их экстрадицию.
Само дело было возбуждено еще в декабре 2014 года и расследуется следственным департаментом МВД. Сначала в его воронку затягивало топ-менеджеров различных компаний, входящих в группу «Сумма», но по мере роста центростремительных сил, чему способствовали показания допрошенных фигурантов, в ней оказались и главные бенефициары. Впрочем, думается, что они не последние, кто может быть привлечен к ответственности, — сотрудники следственного департамента, Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД и ФСБ при силовой поддержке Росгвардии провели массовые обыски в самой группе «Сумма» и более чем в сотне компаний, с ней связанных, в 25 российских регионах.
Как сообщают наши источники, и мы не можем проверить эту информацию, все это, включая арест бенефициаров группы «Сумма», только видимая часть айсберга. По словам наших источников в Следственном комитете и ФСБ, три года назад в этих ведомствах были созданы группы, занимающиеся расследованием дел, связанных с хищением бюджетных средств. В январе этого года предварительная работа была закончена. Ее итоги — проекты 167 уголовных дел, которые затрагивают 38 крупных и более 200 средних компаний из ключевых отраслей — транспортная инфраструктура, ЖКХ, сельское хозяйство, оптовая торговля и ряд других. По первым оценкам, ущерб государству составляет более 120 млрд рублей. Как утверждают источники, дело в отношении группы «Сумма» стало первым в их череде, поскольку ранее уже были открыты уголовные дела в отношении компаний группы как раз по этой тематике — хищения бюджетных средств. В итоге, по словам источников «Эксперта», по группе «Сумма» и связанным с ней компаниям расследуется 21 состав преступлений на 27 млрд рублей, а проверки идут еще по 36 эпизодам.
От теории к практике
Заниматься бизнесом братья Магомедовы начали еще во время учебы на экономическом факультете МГУ. Общеизвестно, что в те времена они познакомились и подружились с нынешним вице-премьером российского правительства Аркадием Дворковичем.
В 1993 году создали компанию «Интерфинанс», которая занималась операциями на фондовом рынке. Вместе с ними в «Интерфинансе» трудился и их двоюродный брат Ахмед Билалов, будущий депутат Госдумы, член Совета Федерации, вице-президент Олимпийского комитета России и председатель совета директоров компании «Курорты Северного Кавказа». Сейчас все это в прошлом: после того как Владимир Путин весной 2013 года раскритиковал Ахмеда Билалова за срыв сроков строительства спортивной инфраструктуры для сочинской Олимпиады, он был снят со всех постов, стал фигурантом уголовного дела и скрылся за границей.
На заработанные в «Интефинансе» деньги был куплен банк «Диамант». Через него Магомедовы вошли в нефтетрейдинговый бизнес: один из клиентов заложил под кредит 5,58% акций компании «Нижневартовскнефтегаз», но не смог вернуть деньги, и залог был обращен в пользу банка. В свою очередь нефтяная компания предоставила Магомедовым квоту на торговлю нефтью и нефтепродуктами в рамках их доли в капитале.
В конце 1990-х братья уже имели довольно серьезный нефтетрейдинговый бизнес и потому, конечно, не могли не пересекаться с «Транснефтью». Как полагают в отрасли, Магомедовы имели тесные отношения непосредственно с тогдашним главой «Траснефти» Семеном Вайнштоком.
В конце 1990-х, когда стала очевидна ненадежность новых прибалтийских государств в качестве транзитеров, был инициирован проект строительства Балтийской трубопроводной системы, конечным пунктом которой стал нефтеэкспорный порт Приморск в Ленинградской области. Проект развития порта реализовывался силами «Транснефти», которая построила на балтийском берегу два терминала (первая очередь пущена в 2001 году). К середине 2000-х встал вопрос о расширении порта, однако самый «вкусный» участок уже был под контролем одной из компаний братьев Магомедовых. Они и построили к 2006 году еще два терминала. По официальной версии, необходимые 140 млн долларов привлекались через банковские кредиты, главным образом от Сбербанка. Неофициально в отрасли говорят о легализации не совсем чистых капиталов «из девяностых». В любом случае, с 2006 года «Сумма» и «Транснефть» стали совместно владеть портом Приморск.
В 2010 году партнеры — «Сумма» и «Транснефть» — выкупают у Александра Пономаренко, Александра Скоробогатько и Аркадия Ротенберга их доли в Новороссийском морском торговом порту (НМТП) за 2,5 млрд долларов. При этом покупатели и сами не остались внакладе. Еще перед сделкой НМТП выкупил у них за 2,15 млрд долларов контроль над Приморским портом. Средства на покупку были изысканы также преимущественно за счет кредита (снова Сбербанк), а сам долг по кредиту повесили на приобретенный НМТП. В итоге у «Суммы» и «Транснефти» — сразу два крупных порта, а у НМТП — огромный долг. Следует обратить вниманию на эту «многоходовочку» — впоследствии она станет любимым приемом Магомедовых, который приведет «Сумму» сначала к бурному росту, а потом и к нынешнему прискорбному положению.
К настоящему времени «Сумма» и «Транснефть» имеют равные доли в компании Novoport Holding Ltd, которой принадлежит контрольный пакет НМТП (50,1%). А НМТП включает в себя Новороссийский и Приморский порты, а также контейнерный терминал в Балтийске (Калининградская область). «Транснефть», правда, через одну из своих «дочек» владеет еще 10,5% акций НМТП.
Совместное владение контрольным пакетом НМТП не уберегло партнеров от конфликтов: в 2013 году «Транснефть» выразила недовольство тем, как менеджмент, поставленный «Суммой», управляет предприятием. Схема известная и популяризированная еще Борисом Березовским: не обязательно владеть активом, достаточно им управлять, чтобы получать от него деньги. В ходе конфликта против гендиректора НМТП Радо Антоловича было возбуждено уголовное дело, и он покинул свой пост и страну. Партнеры даже хотели поделить НМТП — «Сумме» должны были достаться так называемые сухие терминалы, а «Транснефти» — наливные. Этого удалось избежать — пост председателя совета директоров НМТП занял один из топ-менеджеров «Транснефти», а гендиректором был назначен нейтральный к обеим сторонам Юрий Матвиенко.
Тем не менее уже в конце прошлого года стало понятно, что в порту останется только кто-то один. Так и случилось: «Транснефть» и «Сумма» договорились, что последняя уступит свою долю. Сделка должны была состояться уже в марте. Однако теперь «Транснефть» ожидаемо заявила, что приостанавливает ее.
Зернышко к зернышку
В 2012 году «Сумма» приобретает 50% минус одну акцию Объединенной зерновой компании (ОЗК). Компания была создана в марте 2009 года «для развития инфраструктуры зернового рынка, реализации экспортного потенциала российского зерна, проведения торгово-закупочной деятельности на внутреннем зерновом рынке». Ее «приданое» составило 17 элеваторов и хлебоприемных предприятий, парк хопперов-зерновозов, а также два портовых зерноэкспортных терминала (в Новороссийске и Калининграде). Понятно, что с такими активами недостатка в желающих купить долю в ОЗК не было. И победа не имеющей никакого отношения к агробизнесу «Суммы» вызвала в отрасли недоумение. Более того, летом того же 2012-го агрофирма «Кубань» (структура Олега Дерипаски) обращалась в ФАС с жалобой на нарушения закона о защите конкуренции.
Для «Суммы» эта покупка оказалась весьма удачной. Магомедовы заплатили за свой пакет 5,95 млрд рублей, притом что выручка ОЗК по итогам 2011 года составила 27 млрд рублей, а в 2012 году — 30 млрд. Для сравнения: летом 2017 года ОЗК оценивали на уровне 20–25 млрд рублей.
С учетом уже имеющегося портового бизнеса от покупки ОЗК «Сумма» получила синергетический эффект. Дело в том, что один из главных активов самой ОЗК — контрольный пакет Новороссийского комбината хлебопродуктов (НКХП), крупнейшего российского глубоководного портового терминала по перевалке зерна. Учитывая аналогичные мощности уже имеющегося в управлении «Суммы» НМТП, группа стала влиятельным игроком на этом рынке. На вопрос, как это связано с тем, что цены на перевалку зерна в России стабильно выше среднемировых, возможно, даст ответ следствие.
Дальше — больше. В мае прошлого года первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минэкономики, Минсельхозу и Минфину «изучить возможность продажи госпакета ОЗК консорциуму “Суммы” и Российского фонда прямых инвестиций». Предполагалось, что «Сумма» сможет выкупить оставшуюся часть госпакета акций, передав при этом РФПИ 10% акций. Финансовым консультантом по сделке готов был выступить банк ВТБ. Однако, несмотря на поручение Шувалова «изучить вопрос» к июню, о дальнейшем движении по приватизации ОЗК решений не принималось. По одной из версий, самым большим противником были Минэкономики и Минсельхоз, которые, видимо, усмотрели в действиях «Суммы» попытку монополизировать основные экспортные зерновые ворота России.
«Вообще, у “Суммы” все время возникали споры с Росимуществом по кандидатам в совет директоров, — говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. — Госорган регулярно не хотел утверждать кандидатов от “Суммы”, они каждый год менялись. Так что о прямом управлении ОЗК Магомедовыми говорить не приходится. Поэтому они и хотели докупить акции до контрольного пакета. Но теперь в связи с арестом приватизацию, скорее всего, отложат на неопределенное время. Других претендентов пока заявлено не было».
Не останавливаться
Еще одно крупное приобретение «Суммы» было сделано в том же 2012 году. Группа и ее партнеры выкупили у структур Сергея Генералова транспортную компанию Fesco.
Сумма сделки оценивалась на уровне не менее миллиарда долларов. Часть пакета уже в 2013 году была перепродана американскому фонду TPG Capital.
Основа Fesco — компания ДВМП (Дальневосточный морское пароходство). Ей также принадлежит Владивостокский морской торговый порт и ряд других активов.
Группа имеет свой флот из 20 судов, 36 тысяч контейнеров, а также осуществляет железнодорожные перевозки через подконтрольные структуры, имеющие собственный подвижной состав: «Трансгарант», «Русская тройка», оператор рефрижераторных контейнерных перевозок «Дальрефтранс».
Магомедовы совершили покупку за счет приобретаемого актива: дочерние компании Fesco привлекли кредиты и выдали их в качестве займа новым акционерам, которые должны будут погасить эти займы только в 2019 году.
Купив Fesco, «Сумма» получила выход на крупнейшего российского оператора железнодорожных контейнерных перевозок — компанию «Трансконтейнер». Сначала это был пакет в 23,7%, он был увеличен до 25,7%. О значимости этого актива может сказать следующий факт. Если «Трансгарант» и «Русская тройка» на двоих обеспечивают порядка 10% всех российских железнодорожных контейнерных перевозок, то «Трансконтейнер» единолично — 47%.
Следующим проектом «Суммы» должен был стать морской порт Зарубино на юге Приморского края. В 2014 году Зиявудин Магомедов оценивал необходимые инвестиции в три миллиарда долларов. На выходе должен был получиться огромный порт с годовым грузооборотом до 60 млн тонн. Предполагалась, что через Зарубино будут переваливаться генеральные и навалочные грузы, контейнеры, колесные транспортные средства, зерно. За исключением зерна основу грузооборота должен был составить китайский транзит: порт Зарубино — одна из конечных точек транспортного коридора «Приморье-2», начинающегося в китайской провинции Цзилинь.
Сама «Сумма», по словам Зиявудина Магомедова, была готова вложить в Зарубино порядка 1–1,2 млрд долларов, прочее предлагалась привлечь от сторонних инвесторов. В первую очередь от государства. Как отмечал сам Магомедов, часть средств «можно изыскать в рамках модернизации Транссиба и БАМа».
Другой крупный проект — развитие порта Тамань в Краснодарском крае. НМТП вошел в управляющую компанию порта с долей 50,1%. В Тамани уже существует терминал по перевалке углеводородов мощностью 20 млн тонн в год. Его планировалось дополнить мощностями по перевалке навалочных грузов (угля, железорудного сырья, удобрений) в объеме до 40 млн тонн в год. Стоимость проекта оценивалась на уровне 80 млрд рублей, и порядка 40 млрд рублей из них «Сумма» надеялась привлечь через концессионный грант от государства.
Наконец, апофеозом развития транспортно-логистической бизнес-империи Магомедовых должно было стать объединение под контролем «Суммы» Fesco и «Трансконтейнера» и создание своего рода единого национального контейнерного оператора, способного сформировать «интегрированное евразийское экономическое пространство», как обещал в своем обращении к президенту Владимиру Путину сам Зиявудин Магомедов. Ну, или монополизировать рынок контейнерных перевозок в стране и наживаться на завышенных тарифах, как можно услышать от некоторых аналитиков.
Стоп, машина!
Однако удача от братьев Магомедовых отвернулась. Как нетрудно заметить, в основе бурной экспансии их транспортной бизнес-империи лежал неорганический рост, поглощение уже существующих и отлаженных транспортно-логистических бизнесов. Причем поглощение в кредит, который «вешался» на сами приобретаемые активы.
Исключением из этого правила, примерами развития собственных проектов с нуля, выглядят разве что первые шаги группы в порту Приморск. Да и то, как показала практика, это была лишь прелюдия к заходу на Новороссийск. Новые проекты — Тамань и Зарубино — задумывались с расчетом на госфинансирование.
Практикуемые подходы дали сбой. Государство отказалось от финансирования проектов. А собственные силы «Суммы» оказались подорваны. В частности, группа Fesco не выдержала тяжести возложенной на нее долговой ноши и в 2016 году допустила дефолт по облигациям. Не помогли ни отказ от выплаты дивидендов (на «радость» миноритариям), ни сокращение капитальных затрат (в 3,8 раза — эффект для развития компании можно представить). Если до прихода Магомедовых отношение долга к EBITDA у Fesco держалось в пределах 1,9, то уже по итогам 2015 года подскочило до 7,4. Долгосрочный рейтинг компании в мае прошлого года был подтвержден рейтинговым агентством Fitch на отметке RD — ограниченный дефолт. А в июне Standard & Poor’s присвоило облигациям Fesco рейтинг D — дефолт, после чего по просьбе эмитента рейтинги были отозваны.
Это можно считать началом конца транспортной империи Магомедовых. Попытки спасти ситуацию предпринимались: в октябре 2017 года группа договорилась с кредиторами о реструктуризации. По ее условиям предполагалось выплатить держателям долга порядка 550 млн долларов, что составляет около 72% суммы долга с учетом процентов.
Деньги на выплаты «Сумма» договорилась взять у ВТБ — кредит в 680 млн долларов на пять лет под залог активов, в том числе пакета акций «Суммы» в Объединенной зерновой компании.
Что нам стоит вам построить
Отдельное направление бизнеса группы «Сумма» — строительство и инжиниринг. Начинали с сотрудничества с той же «Транснефтью» — компании группы участвовали в строительстве объектов трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) и Балтийской трубопроводной системы. Постепенно портфель заказов рос,— реконструкция Большого театра, стадион в Казани на 45 тыс. мест для проведения Универсиады-2013, объекты сочинской Олимпиады. Собственно говоря, основными заказчиками были или компании с госучастием, или непосредственно власти. Строительство многих объектов сопровождалось скандалами и судебными разбирательствами. Например, «дочка» «Суммы» — компания «Стройновация» — в 2011 году со скандалом (часть конкурсантов была отстранена по формальным основаниям) выиграла тендер на строительство участка железнодорожной линии Кызыл — Курагино, которая должна была открыть доступ к крупному месторождению угля в Туве. Однако так и не построила свой участок, но часть денег при этом «освоила». Сейчас дорогу строит другая компания.
Примерно такая же история произошла с реконструкцией взлетно-посадочной полосы аэропорта Храброво (Калининград). Все та же «Стройновация», заключившая договор на работы в сентябре 2014 года, допустила задержку. По плану работы должны были завершиться в ноябре-декабре 2016 года. Однако приехавший с инспекций в июле Игорь Шувалов, увидев состояние дел, пригрозил сменить подрядчика. Что и было сделано: Росавиация расторгла договор в одностороннем порядке.
С Калининградом связан еще один эпизод, тоже давший повод для возбуждения уголовного дела. Одна из подрядных организаций входящей в группу «Сумма» компании «Глобалэлектросервис» завысила объем выполненных работа более чем на полмиллиарда рублей — она должна была отсыпать площадку для строительства стадиона. Однако работа была сделана некачественно, в итоге укреплять площадку пришлось генеральному подрядчику строительства — компании «Крокус групп» Араза Агаларова. По этому факту дело было возбуждено еще летом прошлого года.
Схожая история произошла и с уже упомянутой компанией «Интэкс». Она получила контракт в Санкт-Петербурге — должна была намыть участок у стадиона на Крестовском острове, где планируется построить вестибюль станции метро. Однако работы, как утверждается, были проведены некачественно, а документация об объеме выполненных работ фальсифицирована.
Безусловно, без конфликтов в бизнесе не обходится: заказчик может быть недоволен качеством выполненных работ, а подрядчик может сорвать сроки и по объективным причинам. И споры разрешаются в суде. Но когда конфликты сопровождают практически каждый выполняемый проект, это уже система. Порочная.
Выкуп компаний за деньги самих компаний — распространенная практика. Другое дело, что происходит потом с приобретенным активом: развивается он или же «выжимается» досуха, и, выжатый, сбрасывается кредиторам, которыми на практике выступают государственные банки. Государство становится фактическим владельцев этих вчера еще частных активов, а общественность в очередной раз сетует на огосударствление экономики и указывает на чрезмерную роль государства в ней. А когда государство пытается защитить свои интересы, его обвиняют в давлении на бизнес.
В ситуации с группой «Сумма» удивительно то, что ее приход к нынешнему состоянию не случился раньше. Но то, что произошло, может оказаться очень ко времени.
Может, все-таки технократы?
Рассуждения о политических причинах и последствиях дела Магомедовых — наиболее интригующие и наименее базирующиеся на фактуре. В большинстве СМИ связь «Суммы» и либерального блока правительства считают общим местом. Прежде всего называют Аркадия Дворковича, который в бытность Медведева президентом был его помощником, а в правительстве Медведева стал вице-премьером. Сам Зиявудин Магомедов эти слухи опровергал, как, впрочем, и Аркадий Дворкович.
Не удивительно, что в деле Магомедовых наблюдатели заподозрили борьбу элитных кланов в преддверии обновления правительства и спланированную атаку на либеральный блок, хотя наличие такого блока как целостного политического феномена проследить невозможно.
Возможно, стоит обратить внимание на заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, который назвал гипотезу о противоборстве различных структур в преддверии формирования нового правительства «политологическими пересудами» и заметил, что арест братьев Магомедовых — это не одноразовая акция, а целенаправленная политика по мониторингу использования бюджетных средств.
Если заглянуть глубже в это высказывание, мы увидим не только доминирующий кейс о борьбе с коррупцией, невзирая на должности, связи и размеры капитала, но и очевидный сигнал для крупного бизнеса, который оперирует бюджетными деньгами в виде госконтрактов, субсидий и прочих льгот.
Даже если оставить за скобками противостояние условных патриотов и либералов, сам факт ареста Магомедовых взрывает элитную ситуацию, пусть у инициаторов и не было такой мотивации. Консервативный ход президентской кампании создал ощущения вялого транзита власти в новое правительство. Дело «Суммы» создало пространство для маневра в вопросе перезагрузки кабинета министров. При этом складывается политическая конструкция, при которой один блок начинает сильно проигрывать второму. Если начать подыгрывать этой ситуации при формировании кабинета, ничего хорошего с точки зрения задач развития не получится.
В связи с этим видятся два сценария для будущего правительства. В первом происходит трансферт большей части нынешнего правительства в состав будущего кабинета министров, за исключением ряда скомпрометированных фигур вроде Аркадия Дворковича, которому уже прочат пост полпреда в Уральском федеральном округе. Более тонким вариантом было бы обновление правительства за счет фигур, не связанных ни с какими элитными группировками. Пусть это будут только технократы, удаленные от интересов любого крупного капитала. Дело «Суммы» дает сигнал не только бизнесу, но и чиновникам: российский капитализм готовится к реализации крупнейшей программы развития, завязанной на большие бюджетные траты. Следователей на всех не хватит.