Цитата: «Скрытые от посторонних глаз, они доживают свой век в специализированных учреждениях под круглосуточным присмотром. Существует целый параллельный мир человеческих страданий, о которых большинство не подозревает».
Вышедший на пенсию нейрохирург Генри Марш купил себе загородный дом и теперь, с больным бедром, просыпаясь по ночам от боли в простате, размышляет о собственной жизни, кается в своих врачебных ошибках и наблюдает за процессом собственного старения. Что касается старости, то здесь он безутешен. Степень беспомощности отца, последние годы жизни страдающего деменцией, произвела на него самое удручающее впечатление. Когда Марш увидел свои дряблые, обвисшие ягодицы в номере отеля, увешанном зеркалами, это напоминание о возрасте показалось ему оскорбительным. Он все чаще подумывает о разумности эвтаназии — как атеист он не боится последствий, которые могут ему грозить в случае преждевременной смерти по собственной воле. И все чаще сомневается в том, что нужно предпринимать максимальные усилия, чтобы во что бы то ни стало сохранить человеку жизнь. Его опыт хирурга подсказывает: очень часто операция на мозге спасает от смерти, но цена этого спасения — полубессознательное существование на протяжении всего времени, пока организм будет в состоянии поддерживать в самом себе жизнь.
Марш раз за разом повторяет: есть случаи, когда человеку надо просто дать умереть. Эта мысль чаще всего навещала его в Непале, куда он поехал после того, как уволился из британской больницы. И если в Англии в случае неверного лечения максимум, что ему грозило, — долгое и нудное судебное разбирательство, то в Непале возле больницы его могли поджидать разъяренные и вооруженные родственники неудачно прооперированного больного. Жизнь врача нелегка.
Марш Генри. Призвание. О выборе, долге и нейрохирургии. — М.: Издательство «Э», 2017. — 320 с. Тираж 30 000 экз.