Сибирский федеральный университет (СФУ) — первый федеральный университет в России, он был создан в 2006 году. Университет работает в уникальном регионе, где сосредоточены активы крупнейших российских корпораций — «Норникель», «Русал», «Роснефть», «Полюс золото», «Русгидро» и др. Во многом это предопределило одну из важных особенностей работы университета: по концентрации интеграционных проектов с корпорациями СФУ, пожалуй, один из федеральных лидеров. О формах взаимодействия с бизнесом, властью и Академией наук «Эксперту» рассказал исполняющий обязанности ректора СФУ Владимир Колмаков.
Партнерство с бизнесом
— Насколько сотрудничество со средним и крупным бизнесом сегодня актуально для университета?
— Тесное сотрудничество с предприятиями — одна из особенностей российского высшего образования. И я считаю это одним из наших конкурентных преимуществ. На Западе не принято так глубоко погружаться в проблемы реального сектора и специализированно готовить кадры для конкретных компаний.
Если говорить о СФУ, то наше преимущество по сравнению с другими университетами — буквально шаговая доступность производств всех крупных компаний края. «Русал», «Норникель», ИСС Решетнева (АО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнева». — «Эксперт»), радиозавод (АО «НПП “Радиосвязь”». — «Эксперт») и другие — мы просто окружены ими. При этом все перечисленные предприятия знают во всем мире, а это значит, что, сотрудничая с ними, мы априори участвуем в коллаборациях мирового уровня.
— Какие формы взаимодействия университета с корпорациями сейчас наиболее актуальны?
— Таких направлений много. Это и профориентационные классы, и группы целевого набора, совместные образовательные программы, базовые кафедры, совместная научная работа, проведение практики и так далее. Важно, что мы стараемся взаимодействовать в общественно значимых направлениях, и это развивает не только университет и компанию, для которой ведется работа, но и решает какую-то научную или экономическую задачу.
Так, в СФУ действуют несколько R&D-центров крупных компаний, занимающихся решением практических вопросов современной промышленности. Например, созданный в апреле 2017 года R&D-центр «Норникеля» занимается проблемами компьютерного моделирования месторождения, технологиями контроля качества и обогащения руд.
Совсем недавно в СФУ открылась корпоративная лаборатория «Русала». Фактически это своеобразное представительство компании в вузе, позволяющее вовлечь талантливых студентов в проектную деятельность, развить у них недостающие компетенции, а также обеспечить долгосрочное развитие успешных проектных решений в подразделениях компании. Из 400 кандидатов мы отобрали 50 наиболее мотивированных, которые будут решать задачи разработки новых сплавов на основе алюминия, повышения эффективности электролизных производств и так далее. Эта лаборатория, кстати, для «Русала» модельная — компания уже заявляет, что, отработав такой формат, она будет открывать аналогичные центры в других вузах. К нам уже приезжали профессора из Новокузнецка (там расположен Новокузнецкий алюминиевый завод «Русала». — «Эксперт»), и им показывали, как должны работать подобные лаборатории.
— Потребности среднего бизнеса при этом, очевидно, несколько иные?
— Да, в отношениях со средним бизнесом мы, как правило, ориентируемся на программы прикладного бакалавриата с идеологией усиленной практической подготовки. Например, в конце 2016 года наш университет совместно с красноярским ресторанным холдингом Bellini group создали Высшую школу ресторанного менеджмента. В этой отрасли сейчас серьезная нехватка кадров, поэтому холдинг решил вкладываться в студентов еще на этапе их отбора и обучения в университете. Компания активно участвует в организации обучения, практик, старается показать студентам лучшие примеры в своей отрасли и, наконец, гарантирует им трудоустройство.
По аналогичной схеме развивается сотрудничество с ГК «Медведь холдинг» (крупнейшая в регионе сеть автосалонов. — «Эксперт»), с которой мы договорились о создании Высшей школы автомобильного сервиса. В рамках этого проекта студенты помимо базовой программы смогут освоить модули «Менеджмент в автосервисе», «Новейшие конструкции автомобилей», «Тенденции автомобилестроения», «Современные технологии автомобильного сервиса», «Бизнес в автосервисе», «Деловой этикет» и так далее.
Может быть, обучающиеся по этим программам и не пойдут работать в компанию, но можно быть уверенными, что на рынке труда специалисты, которые прошли такую подготовку, будут более конкурентоспособными.
От школы до магистратуры
— Могли бы вы оценить эффекты для университета от таких проектов? Отразился ли, например, запуск профильных программ на среднем балле ЕГЭ поступающих?
— Дело даже не в баллах ЕГЭ. Например, у нас есть специализированный класс компании «Полюс золото». Так вот, дети, которые его оканчивают и приходят учиться в СФУ, — они мотивированные. Даже если у них не максимальные баллы ЕГЭ, они уже на старте понимают, чего хотят в жизни.
— Вы описываете взаимодействие с корпорациями довольно позитивно. А есть ли какие-то проблемы в этом направлении работы?
— Они известны и довольно типичны. Основная проблема: студенты неохотно идут работать на промышленные предприятия. У нас есть партнеры, которые серьезно вкладываются в практику, но в итоге на предприятии закрепляются лишь единицы. Почему? Ответственность огромная! Студент понимает, что ответственность настоящего инженера на крупном производстве не каждый может на себя взвалить.
По нашему опыту могу сказать, что решение этой проблемы лежит в плоскости раннего погружения в корпоративную жизнь компании, причем начиная уже с пятого-шестого классов. Так, с 2011 года СФУ совместно с компанией «Русал» проводил конкурс «13-й элемент. ALхимия будущего», в котором в прошлом году приняли участие уже более тысячи школьников. В 2014 году конкурс получил статус всероссийской олимпиады, и ее результаты приравниваются к результатам ЕГЭ по химии, физике и математике. Победители конкурса, таким образом, получают возможность зачисления в целевую группу «Русала» в СФУ и далее — на работу в компанию.
Аналогичный опыт работы у СФУ имеется с «Роснефтью». Когда компания начала разрабатывать Ванкорское месторождение, по сути начав добычу нефти в Красноярском крае, она решила брать кадры здесь же, в нашем регионе. На деньги «Роснефти» был построен один из корпусов СФУ, были открыты «Роснефть-классы», а студенты с первого курса получили возможность полного погружения в ее корпоративную культуру. Вот такая политика и дает свои результаты для компаний.
Если же говорить об эффектах для университета, то приведу лишь один факт. Если еще десять лет назад набрать абитуриентов на направление «Металлургия» было почти невозможно, то сегодня там есть небольшой, но конкурс. Это говорит о многом.
Академия наук и власть
— СФУ — крупнейший университет за Уралом, в котором было сосредоточено множество самых разных ресурсов. Как это повлияло на взаимодействие еще с одним институтом развития — Российской академией наук? Как распределены роли в этом тандеме?
— У нас рабочие отношения. Глава Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков — кстати, выпускник нашего университета — поставил перед СФУ задачу: выстроить эффективную модель отношений университета и РАН, которую можно было бы транслировать в другие регионы. В Красноярске создан федеральный исследовательский центр РАН, и мы не просто поддерживаем контакты, мы развиваем глубокие интеграционные связи. Для нас была бы эталоном следующая схема взаимодействия: человек работает в Академии наук, генерирует новое знание и одновременно преподает в СФУ, передавая это знание студентам и привлекая их в различные проекты. И мы активно двигаемся в этом направлении. Так, сорок процентов сотрудников красноярских институтов РАН уже сейчас преподают в СФУ. Они не только работают со студентами, но и интегрируются в жизнь кафедр, «цепляют» преподавателей, которые работают в СФУ на постоянной основе, и вместе с ними выполняют научные работы и пишут совместные статьи.
— А в обратную сторону этот механизм работает?
— Да, есть и обратные примеры, когда преподаватели, работающие в СФУ, частично заняты в Академии наук, где проводят свои исследования. Это в том числе связано с совместным использованием дорогостоящих устройств и так далее. Наконец, у нас активно развивается опыт подготовки кадров для РАН. Ведь только внедряясь в учебный процесс, сотрудники академии могут увидеть талантливых студентов, вовлечь их в свои проекты и далее, вплоть до трудоустройства в институте.
— В марте СФУ и мэрия Красноярска подписали соглашение о сотрудничестве, а временно исполняющий обязанности губернатора Красноярского края Александр Усс является президентом СФУ. У власти и университета, таким образом, тоже особые отношения?
— У нас ежедневный и даже ежечасный контакт. В СФУ действует орган, которого нет в других университетах, — совет по развитию, в котором проблемы развития университета обсуждают все члены правительства края, ключевые фигуры красноярской власти. В марте мы действительно вышли на новый уровень развития отношений с мэрией Красноярска. Руководители города — практики, и им необходимо научное видение проблем городского развития. В рамках соглашения университет будет работать над программами усовершенствования улично-дорожной и маршрутной сети города, корректировке схем транспортных потоков, решения отдельных проблем в сфере ЖКХ.
Резюмируя, хотелось бы подчеркнуть, что многие инициативы СФУ позволяют нам говорить, что мы хотели бы стать полигоном для отработки схем взаимодействия университета, корпораций, науки и власти.