Под РЖД закачалась монополия

9 апреля 2018, 00:00
ТАСС
Для входа на рынок потребуются серьезные инвестиции: только за одну электричку частнику придется выложить 300 млн рублей

Более конкурентной может стать модель работы железнодорожного пассажирского транспорта. Правительство внесло в Госдуму соответствующий законопроект. По мнению авторов документа, демонополизация сектора приведет к рыночному формированию цен, снизит нагрузку на бюджет и повысит эффективность перевозок.

Если законопроект будет принят, государство станет заключать организационный договор с перевозчиком на срок не менее пятнадцати лет и компенсировать ему потери в доходах. Это позволит перевозчикам формировать долгосрочные инвестиционные программы приобретения, эксплуатации и обслуживания пассажирских поездов. Договор включает в себя маршруты, дату начала и окончания перевозок, плановые объемы, требования к качеству обслуживания, тарифы, льготы, стоимость организационного договора, расчетный уровень доходов, условия выплаты субсидий.

Сейчас на российском рынке железнодорожных пассажирских перевозок уже присутствуют частные операторы, но их совокупная доля не превышает 2%. Основная часть перевозок приходится на дочернюю структуру РЖД — Федеральную пассажирскую компанию и ее региональные подразделения.  

Железные дороги имеют для нашей страны большое значение. По итогам 2017 года в России было перевезено железнодорожным транспортом 1,118 млрд человек, в том числе 102,3 млн — поездами дальнего следования. Однако пассажирские перевозки, особенно пригородные, остаются убыточными. Например, на 2017 год Минфин закладывал в бюджет 31 млрд рублей на компенсацию потерь пригородных перевозчиков, на этот год заложено 30,6 млрд.

Каким образом частные перевозчики смогут предложить более выгодные условия и уйти от практики государственного субсидирования, не вполне понятно. Для входа на рынок потребуются серьезные инвестиции, которые нужно будет «отбивать». Ведь стоимость новой электрички достигает 300 млн рублей, а у укомплектованного поезда дальнего следования она еще выше.

В мировой практике даже при господстве частников пассажирское сообщение на железных дорогах субсидируется. Так, субсидиями пользуются американская корпорация Amtrak и канадская Via Rail. В Мексике же оно вообще отмирает: здесь после приватизации железнодорожного транспорта пассажирооборот железных дорог в 1995–2000 годах упал в 26 раз. Частные операторы играют существенную роль в пригородных перевозках Европы. В Германии почти четверть рынка приходится на независимых игроков, не связанных с Deutsche Bahn. При этом в той же Германии средства от продажи билетов покрывают лишь 25–45% затрат этих компаний, прочее приходится на госсубсидии.